Отметим, что итоги 2022 года в Челябинске были куда скромнее. По данным Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, тогда снижение выбросов составило лишь 21,72 процента. Выходит за последний год городу удалось достичь такого же результата, как за предыдущие четыре года участия в федеральном проекте?
Как уже сообщала "РГ", комплексные планы для Южного Урала были скорректированы еще в 2022-м. По ним 45-процентного снижения выбросов Челябинск должен достичь в 2024 году (а к 2026-му выйти на отметку 45,5 процента). В Магнитогорске к этому же сроку собирались избавиться от 20,57 процента годовых выбросов, а к 2026-му укрепиться на отметке минус 25,23.
По данным минэкологии региона, совокупный годовой объем выбросов снизился в Челябинске на 90 тысяч тонн (показатели предыдущего периода - минус 45,78 тысячи тонн). Магнитогорск же надымил даже несколько больше: в 2022-м он отчитался о сокращении выбросов на 18,18 тысячи тонн (7,9 процента), а через год - лишь 15,7 тысячи тонн (6,8 процента). Зато в городе металлургов стартовал проект рекультивации городской свалки. Работу планируется завершить к ноябрю 2024-го, что, по расчетам специалистов, позволит достичь снижения загрязнения сразу на девять процентов. Так что перспективы выполнить поставленную задачу у Магнитки все-таки есть.
Кроме двух южноуральских городов в УрФО в первый этап федерального проекта вошел еще Нижний Тагил - к 2026 году ему предстоит снизить выбросы в атмосферу на 30,43 тысячи тонн загрязняющих веществ, или 20,88 процента. Здесь наиболее существенных сдвигов специалисты ожидают в последние два года действия программы. А с осени 2023 года в числе 29 новых городов-участников проекта к соседям присоединился и Курган.
Как сообщили в пресс-службе Минприроды РФ, для каждого города разрабатывается индивидуальный комплексный план снижения негативного влияния на экологию. В Челябинске на первом этапе акценты были сделаны на ликвидацию городской свалки и замену общественного транспорта на газомоторный и электрический. С 2019 года за счет различных инструментов господдержки регион приобрел более 700 единиц экологичного транспорта, а в 2023-м - еще 250. В Нижнем Тагиле охватили частный сектор, который переводится на газовое и централизованное отопление - старые мазутные котельные закрываются.
Что до промышленных загрязнителей, по оценкам министерства, они уже вложили в модернизацию производств около полумиллиарда рублей и до конца 2026 года должны инвестировать еще 300. Компания ЕВРАЗ на своем комбинате в Нижнем Тагиле модернизировала самое грязное коксохимическое производство. Магнитогорский металлургический комбинат, который давал 70 процентов городских выбросов, ввел в эксплуатацию новую аглофабрику, запустил ряд газоочистных установок и систему пылеподавления в двух цехах. Сейчас там строится новая коксовая батарея, которая позволит закрыть пять устаревших.
В Челябинске серьезный эффект дал перевод городских ТЭЦ с угля на газ. Намного меньше коптит цинковый завод - там установлена современная система фильтрации. А один из основных здешних загрязнителей, металлургический комбинат, вывел из эксплуатации устаревшее оборудование и совершенствует систему сухой газоочистки в электросталеплавильном цехе. Модернизацию коксового производства предприятия планируют завершить к 2026 году.
В Кургане сводные расчеты причин загрязнения воздуха будут выполнены только к середине будущего года. Однако уже сейчас можно предположить, что акценты также будут сделаны на обновлении общественного транспорта и переводе частного сектора с печного отопления на газ. Как отметил глава Минприроды РФ Александр Козлов, новые участники федерального проекта не относятся к крупным промышленным центрам, и проблемы загрязнения воздуха в них в основном связаны с бытовыми факторами.
Добавим, что к 2030 году участники проекта "Чистый воздух" должны продемонстрировать двукратное снижение выбросов по сравнению с расчетным 2017-м.