"Есть 12 килограммов белемнитов, возьмете?", - спрашивает торговцев мужчина с тяжелой сумкой наперевес. После внимательного осмотра "чертовых пальцев" (ископаемых моллюсков) продавец кивает. Договариваются о цене. На уральской ярмарке-выставке камней появился еще один товар, и на него наверняка найдутся покупатели.
В России три крупнейших центра торговли минералами - московская выставка "Самоцветный развал", "Мир камня" в Санкт-Петербурге и "Минерал-шоу" в Екатеринбурге. Их организаторы не считают друг друга конкурентами, ведь самые преданные поклонники и увлеченные коллекционеры посещают все подобные события.
История всех минералогических ярмарок мира началась в 1949 году в городе Фрайберге, в бывшей ГДР. Оттуда, из рудных гор Германии, традиция продавать камни для коллекций и поделок шагнула в Мюнхен, в американский Тусон - тамошние выставки, говорят, размером с город и привлекают посетителей со всего мира.
Именно на мюнхенскую выставку в 1989 году попал директор Свердловского геологического музея Леонид Гузовский - и захотел, чтобы люди ехали за самоцветами и на Урал. Первое мероприятие под названием "Малахитовая шкатулка", что-то вроде аукциона камней, провели прямо в музее. А в 1991-м это уже была настоящая ярмарка в доме спорта Горного института, и студенты-должники за зачеты таскали в спортзал парты из учебных аудиторий, чтобы торговцы разместили на них свой каменный товар. Через пару лет от "Малахитовой шкатулки" отпочковалась новая самостоятельная выставка, уже с современным названием, и возглавил проект Игорь Дубяго, выпускник все того же Горного. На открытии гостей поили шампанским, модели дефилировали в украшениях работы мастера Виталия Шувалова - все в духе 90-х. Среди участников отметились Калининградский янтарный комбинат, московская компания "Сирин" и местные ювелиры.
ДК "Урал", Музей изобразительных искусств, Театр эстрады, ККТ "Космос" и, наконец, Свердловский государственный областной дворец народного творчества на Уралмаше - сменившая много адресов, даже через три десятилетия это все та же выставка-ярмарка, и в составе участников по-прежнему знакомые имена. Виталий Шувалов привозит своих уникальных бабочек с симметричным рисунком на каменных крыльях, и покупатели все так же, словно пчелы, роятся возле янтарных украшений из Калининграда.
Руководитель выставки-ярмарки Игорь Дубяго объясняет, что сейчас его детище работает в режиме 10 ярмарок в год - практически каждый месяц, на два дня оккупируя три этажа дворца на улице Фестивальной. Первый этаж всегда отдан сырью и коллекционке, на втором продаются ювелирные украшения и изделия из камней, на третьем можно найти инструменты для камнерезов и ювелиров.
"Это единственная в России в полном смысле оптовая минералогическая ярмарка. У нас около 200 постоянных оптовиков, география широкая: Москва, Санкт-Петербург, Карелия, Благовещенск, Магадан, Новосибирск, Красноярск, Тюмень и, конечно, Урал - чем ближе к Екатеринбургу, тем больше. Моховой агат привозят из Казахстана, а малахит везут из Конго", - рассказывает предприниматель.
Темнокожие конголезцы в окружении глыб, булыжников и камешков малахита - как на зеленом острове. К ним подгребает молодой уральский мастер.
"Хочу попробовать напилить. Сколько такой?", - поднимает он кусок размером с большое яблоко. Оказывается, этот образец отдают по девять рублей за грамм.
Даже жители Каменного пояса порой удивляются, узнав, что на Урале малахита давно нет, а ярко-зеленые сувениры на развалах для туристов изготовлены из африканского камня. На самом деле и на других прилавках можно обнаружить минералы, добытые в разных точках планеты. Но если раньше происходил активный обмен каменным товаром с другими странами, то сейчас вывезти коллекционные минералы из России стало практически невозможно, правда, пока еще получается доставить что-то из-за границы - даже с ярмарок в Мюнхене и Тусоне.
"Мы можем сколько угодно восхищаться уральским агатом, но агаты из Бразилии все-таки превосходят их по качеству. Интересно, что на этой площадке иногда появляются и минералогические новинки. Это живая структура, которая развивается и имеет большое значение для пропаганды и повышения культуры камня среди жителей Урала", - считает директор Уральского геологического музея Дмитрий Клейменов.
На втором этаже ярмарки свои изделия представляют ювелиры и резчики по камню. Можно найти простенькие колечки и сережки со вставками из кварца или яшмы, а рядом авторские неповторимые работы, например, украшения из полудрагоценных камней члена Союза художников и международной ассоциации изобразительных искусств Натальи Букановой, или изделия мастерской "Тагилит", в которой работает династия камнерезов. Здесь понимаешь, о чем и о ком писал Бажов.
Что касается географии посетителей, продавцам не всегда понятно, откуда они: вспоминают, что беседовали с людьми из Минска, Иркутска, Ульяновска. Как-то на Ютуб выложили ролик - семья из Ростова собирается на выставку минералов на Урал. Одно можно сказать точно: скучать в пустых залах торговцам не приходится, спрос на камни не исчезает. И, по мнению геолога Владимира Ермоленко, который с 1991 года не пропускает ни одной выставки и как посетитель, и как участник, тон здесь задают именно коллекционеры.
В ярмарочные дни организаторы размещают в специальных витринах экспозиции, посвященные определенному камню, коллекционеру или части их коллекций. Например, были выставки уникальных образцов агата, палеонтологических находок, старинного горного инструмента, метеоритов... Все это сопровождается лекциями, мастер-классами и авторскими экскурсиями. На январской ярмарке 2024 года решено представить публике историю открытия и красоту демантоида - зеленого уральского граната. На это событие даже пообещал приехать первооткрыватель Коркодинского месторождения демантоидов Эдуард Ахметшин.
Чуть ли не больше самой ярмарки известны и ее социальные проекты. Например, творческий фестиваль юных геологов "Каменная палитра", который проводили уже 15 раз, или всероссийский молодежный конкурс ювелирного и камнерезного мастерства "Наследники Данилы-мастера". Любители камня стремятся, чтобы их дело в краю самоцветов жило и продолжалось.
В России, как рассказал "РГ" директор геологического музея Дмитрий Клейменов, законодательно ограничена торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями первого порядка. Таких камней пять: алмаз, рубин, сапфир, изумруд и александрит. Организации, которые их продают, должны быть зарегистрированы в интегрированных системах учета. Контролирует эту деятельность межрегиональное управление Федеральной пробирной палаты по Уральскому федеральному округу. Также законодательно регламентирована продажа изделий и каменного сырья из янтаря, нефрита и группы берилла. Необходимо показывать источник камней, доказывая, что они добыты законным путем.
Между тем
На январской ярмарке 2024 года решено представить публике историю открытия и красоту демантоида - зеленого уральского граната