Да, уже появились дроны, на которых установлены тепловизоры и видеокамеры. Но в ситуации, когда дорога каждая минута, они не всегда эффективны, так как требуют время на обработку информации. А это замедляет поиски.
Свой вариант предложили ученые Санкт-Петербургского госуниверситета: они разработали уникальный дрон, который поможет найти человека по… крику.
- Как выясняется, очень большой процент потерявшихся имеет мобильный телефон, но у него или нет навигации, или человек просто не умеет ею пользоваться, - рассказал "РГ" директор научно-образовательного центра "Математическая робототехника и искусственный интеллект" СПбГУ Константин Амелин. - Поэтому для подобных случаев мы сделали специальный комплекс. Запускается квадрокоптер, который облетает территорию примерно 3-4 километра. И человек говорит, слышит он звук или нет. Так мы доводим дрон до заблудившегося и фиксируем GPS-координаты.
Кстати, ученые много экспериментировали с различными звуковыми сигналами: какие из них слышны лучше. Пробовали сирену полицейских и пожарных машин, метроном, даже бой курантов… Но испытания показали, что все они требуют большого энергопотребления. Остановились на сигнале пожарной тревоги - ее хорошо слышно и с высоты 50 метров, и в радиусе до 200 метров.
Однако куда заковыристей получилась задача, когда "турист" отправляется в лес без мобильника. Что ему остается делать, если сбился с пути? Только кричать, чтобы услышали.Без вариантов.
Специалисты разработали дрон, оснащенный специальной акустической системой с усилителями. Она не просто ловит все шумы вокруг, но и, что очень важно, способна выделять человеческий голос из всех прочих: винтов, ветра, деревьев, листвы, дождя и т.д. Кстати, здесь ученым очень помогла работа с оперными певцами.
- У нас есть замечательный эксперт - меццо-сопрано Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича Екатерина Кованжи. Ей интересно применение искусственного интеллекта, нейросетей для оценки голоса оперного певца, - говорит ученый.
Оказывается, у каждого человека есть уникальные, неповторимые тона, которые можно выделить с помощью "звуковой дорожки". Это программа, которая раскладывает весь звуковой ряд на отдельные элементы. Так что внутри летательного аппарата будет стоять именно такая система.
Но это все - программная суперначинка. А само "железо"?
- Сейчас у нас на планшете разработана наземная станция, которая позволяет в простом варианте общаться с неподготовленным пользователем, - поясняет Константин Амелин.
Первый дрон мог летать час на одном аккумуляторе, но получился слишком большим - весил два килограмма. Поэтому конструкторы решили его кардинально усовершенствовать. Не вдаваясь в технически подробности, скажем: у миниатюрного, в два раза меньше предыдущего, складного (!) дрона весом всего 600-650 граммов - 45 минут полета и уникальная работоспособность. Он способен делать то, что не может никакой другой беспилотник.
Проект также предполагает одновременное использование в поисковой операции не одного, а нескольких дронов. Это технология, которую ученые СПбГУ давно разрабатывают, - возникновение эмерджентного интеллекта в группе дронов. Если совсем просто: на одной территории несколько дронов-поисковиков, взаимодействуя друг с другом, могут корректировать свой полет и действовать как группа без подключения к единому центру управления.
Разработчики уже получили разрешение на тестовые полеты. Ученые уверены, что их беспилотная система во многом облегчит работу профессиональных поисковиков и волонтеров.
Российские ученые и конструкторы обучают дроны все новым видам деятельности. В частности, одна из компаний разработала беспилотники для ледовой проводки и маркирования айсбергов на Северном морском пути. Это два коптера мультироторного типа, а также вертикального взлета и посадки. Последний, по словам специалистов, способен находиться в полете до пяти часов.
На Сахалине конвертоплан впервые применили для доставки биоматериалов. Груз был упакован в специализированный медицинский контейнер и помещен в фюзеляжный отсек. Полет длился около часа на высоте одного километра, общая протяженность маршрута составила 45 км. Дрон, как сообщается, успешно совершил посадку в заданную точку в полностью автоматическом режиме.
А в Иркутской области испытана доставка беспилотниками проб нефти с месторождений в химлабораторию. "Посылку" весом от 2,6 до 12 кг размещали во внутреннем отсеке. Экспериментальные полеты выполнялись в самых сложных метеоусловиях, включая дождь, снег, туман, перепады температур, ветер с порывами до 12 м/с и задымленность от горения нефтепродуктов.