Глава ФНЭБ Константин Симонов: США хотят занять место России на рынке нефти и газа

США активно используют идею отказа от ископаемых источников энергии для вытеснения нефти и газа России с мирового рынка и замены их своими ресурсами. Нашей стране важно не пойти на поводу ложной повестки, не уронить добычу и экспорт углеводородов и не проиграть в борьбе за рынки.
AP Photo/Charlie Riedel

Восемь лет назад, в январе 2016 года, первый танкер из США отправился на экспорт в Европу - ConocoPhillips загрузила свою нефть в Техасе и отправила ее на НПЗ в Баварии. Вашингтон снял свой сорокалетний запрет на экспорт сырой нефти. Тогда это не выглядело началом новой эры на рынке. Зато сегодня события выстраиваются в более четкую картинку.

Дело в том, что за эти восемь лет добыча нефти в США выросла примерно на 30%. А если взять временной интервал с 2012 года - то и на все 60%. Сланцевую революцию хоронили многократно. Говорили и про закредитованность производителей, и про дорогие технологии, и про необходимость постоянного бурения, и даже про ограниченность запасов. Однако сланцевая индустрия вполне себе жива и показывает высокие признаки адаптивности.В 2023 году американским сланцевым компаниям удалось увеличить добычу, даже несмотря на то что количество работающих буровых установок за год сократилось на 20%.

С 2012 года добыча нефти в США выросла на 60 процентов

В 2016 году Россия и Садовская Аравия пытались сформировать новый альянс для сокращения добычи и повышения цен на нефть, которые ушли ниже 50 долларов за баррель. Сделка ОПЕК+ выдержала потом несколько "изданий", включая жесточайший вариант ковидной весны 2020 года. Тогдашний президент США Дональд Трамп принимал самое активное участие в согласовании условий сделки, но сами США в сделку не вошли и обязательств на себя так и не взяли.

Именно в 2014-2016 годах был запущен и активно продвигался в западной прессе тезис о скором конце эпохи нефти. "Нефть больше никогда не будет дорогой", "каменный век закончился не потому, что закончились камни" - эти мантры я слышал, думаю, не одну сотню раз. Они органично дополнялись яростным лоббированием зеленой повестки. Не сложно догадаться, кто задает интеллектуальный мейнстрим.

При этом сами США как раз увеличивали инвестиции в нефтедобычу. Сегодня США - абсолютный мировой лидер по добыче нефти. Осенью 2023 года США превысили отметки суточной добычи в 13 млн баррелей в сутки. Это почти на 40% выше уровня российской добычи сырой нефти. Экспорт нефти и нефтепродуктов уже составляет около 4 млн баррелей в сутки. Да, США импортируют 2,2 млн баррелей в сутки, но в основном из Канады и Мексики, которые политически весьма зависимы от Вашингтона. И это на фоне постоянных заявлений нового президента США Байдена о том, что теперь США будут следовать зеленому курсу.

Совсем недавно США согласовали начало строительства второго глубоководного терминала для экспорта нефти. Друг за другом идут сделки по слияниям и поглощениям в нефтянке, бизнес укрупняется, и это значит, что американский "крупняк" верит в способность отрасли приносить еще больше денег.

История с газом очень похожа. До начала сланцевой революции Мировое энергетическое агентство прогнозировало, что США станут крупнейшими импортерами сжиженного природного газа (СПГ) в мире. Первые СПГ-проекты в Катаре стартовали именно с прицелом на американский рынок. В реальности все произошло с точностью до наоборот. США резко нарастили добычу газа и производство СПГ, став в 2023 году крупнейшим экспортером сжиженного газа в мире.

В этот энергетический пазл вполне органично добавляются жесточайшие санкции против России. Именно США сыграли ключевую роль в том, чтобы выкинуть Россию с европейского рынка газа и нефти. В ход пошли и эмбарго, и ценовые потолки, и взрывы газопроводов. США пытались убедить, что их действия мотивированы вовсе не стремлением захватить мировые рынки, а исключительно политикой и намерением сократить доходы российского бюджета. Но маски были окончательно сброшены санкциями против проекта "Арктик СПГ 2". Стало очевидно, что США ведут борьбу именно с российскими проектами производства углеводородов, а не с доходами нашего бюджета. Государство практически не зарабатывает на СПГ-проектах "НОВАТЭКа". СПГ не облагается 30% экспортной пошлиной, а ресурсная база освобождается от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ в первые 12 лет добычи при лимитах на добычу. Есть и ряд других налоговых послаблений.

США борются именно с нашими нефтегазовыми проектами, а не с доходами бюджета России

Энергетическая стратегия США совершенно очевидна - стать доминирующим игроком на рынке нефти и газа, убирая конкурентов самыми жесткими способами. А теперь давайте вспомним, как в том числе западные консалтинговые компании убеждали нас в том, что углеводороды - это "никому не интересное топливо из прошлого", что России надо срочно переходить на возобновляемые источники энергии. И ведь многие у нас эту мантру повторяли! И вот оказалось, что США совсем не против подобывать за нас "бесперспективные" нефть и газ. И просто выкинуть нас с рынка. Очевидно, что наша стратегия должна состоять в яростной борьбе за нашу долю и наши деньги. Судьба нашей экономики в немалой степени связана с будущим объемом российского экспорта нефти и газа. Но прежде всего нужно прекратить рассказывать о том, что эпоха углеводородов закончилась. И что нам они не нужны.