Украинский закон о мобилизации могут отправить на доработку

Скандальный законопроект о мобилизации, проталкиваемый в Верховной раде Зеленским, скорее всего, вернут на доработку авторскому коллективу из кабинета министров. По крайней мере три профильных комитета и главное научно-экспертное управление украинского парламента усмотрели в имеющемся тексте нарушения законодательства, а также существенные коррупционные риски. Впрочем, у инициаторов тотальной мобилизации есть возможности обойти парламентских буквоедов.
Очередной украинский "доброволец", выловленный на улице.
Очередной украинский "доброволец", выловленный на улице. / Телеграм-канал Rvvoenkor

В основном претензии депутатов касаются расширения полномочий территориальных центров комплектации (ТЦК), которые в тесной связке с властями на местах превращаются в подобие невольничьих рынков. А также предлагаемые меры по ограничению имущественных прав граждан, что противоречит конституции. Однако, по словам члена оборонного комитета Рады Вадима Ивченко, Зеленский может настоять на рассмотрении имеющегося законопроекта в первом чтении, отрицательные отзывы комитетов не помеха этому, а вычеркнутые ко второму голосованию наиболее возмутительные параграфы по мере необходимости будут воплощаться на практике подзаконными актами - указами, приказами и постановлениями. Пять альтернативных законопроектов, поданных в Раду к утру вторника, тоже не сильно помешают этому маневру.

Но замечательно и печально в этой юридической и процедурной казуистике другое: никто из критиков закона доктринально не против продолжения войны до последнего украинца. По большому счету противникам документа не нравится лишь то, что мобилизацией занимается Зеленский. Выдвигая к закону претензии и поправки, украинские паны привычно разменивают жизни холопов на вящий пиар и место в новых коррупционных схемах.

В той или иной форме нечто подобное в "независимой" Украине происходило всегда, начиная с ветхозаветных козаков, практиковавших продажу православных братьев в турецкое рабство. И когда экс-генпрокурор, экс-глава МВД, один из лидеров "майдана" Юрий Луценко говорит, что ежемесячно убитыми и тяжелоранеными ВСУ теряют примерно 30 тысяч человек, делает он это только для того, чтобы призвать еще живых и невредимых сограждан присоединиться к печальной статистике, повинуясь патриотическому долгу.

И хотя количественная составляющая мобилизационного ресурса Украины - это главная ее военная тайна, как и наличное население в целом, есть основания полагать, что нынешняя волна мобилизации - последняя. По усредненным подсчетам украинских и международных исследователей, которые озвучил недавно известный киевский экономист Алексей Кущ, сегодня в стране живет 10-12 миллионов экономически активного населения: мужчин и женщин от 16 до 65 лет, по определению Международной организации труда. Из них мужчин, подпадающих под параметры новой мобилизации, примерно 5 миллионов. Военная наука и практика гласят, что призвать без риска одномоментного обрушения экономики и самого государства можно не больше трети от этого числа. Если вычесть из полученных полутора миллионов примерно миллион сотрудников МВД, специальных и экстренных служб, работников госпредприятий, чиновников и прочих бюджетников, остаются те самые, искомые Зеленским и Залужным 500 тысяч.

Тем лицемерней звучат призывы киевских пропагандистов к населению добровольно сверять свои учетные данные в ТЦК, мол, ничего опасного в этом нет. Однако не факт, что такая сверка обернется повесткой. Приведенная выше арифметика показывает, что в окопы отправится каждый третий, а в худшем случае - каждый первый добровольно явившийся. Да и беспорядочный отлов мужчин на время рассмотрения новых правил отлова никто прекращать не собирается.

Есть, однако, запас украинцев, до которого официальный Киев пока не может дотянуться, порядка 1,9 миллиона мужчин, бежавших за границу. От идеи силой вернуть их домой в окружении Зеленского не отказываются. Но если законы Евросоюза не считают отказ от мобилизации преступлением, достойным экстрадиции, то с законодательством и законодателями отдельных стран украинские дипломаты и политики продолжают работать. Это означает, что паспорт Украины, которым совсем недавно было модно кичиться, может вскоре стать билетом в загробный мир.