Предлагаю начать разговор с животрепещущей темы поддержки участников СВО и их семей. Мы знаем, что Вы сами недавно передавали нужный воинам груз и пообщались с ними. Поделитесь впечатлениями.
- Поддержка участников специальной военной операции, их семей - сегодня одна из главнейших тем на повестке областного Совета. Однако для меня помощь армии начиналась как личная история. Один из моих знакомых - кадровый военный. За все время службы он побывал в разных горячих точках, в том числе за границей, но мы всегда старались поддерживать связь. И вот, когда началась СВО, он стал и ее участником. В самом начале рассказывал, что наводит артиллерию, и вот для того, чтобы делать это не в ста метрах от противника, а, скажем, в километре, нужны беспилотники. Конечно, сразу же тогда включились и активно стали покупать дроны, передавать на фронт. Сначала наши ребята нуждались и в экипировке, и решении еще каких-то бытовых вопросов, и мы, конечно, старались обеспечить их и этим. Сейчас в основном что просят? Дроны, тепловизоры, автомобили, РЭБ-рюкзаки. Все понимаем: это расходный материал, но без него никак. Сами ребята рассказывают разные истории. Например, вот как-то в чистом поле нашу "буханку" стал преследовать украинский дрон. Ребята говорят: "Ну мы понимаем, что за нами летит, больше нет никого". Но чуть раньше мы им передали рюкзаки со средствами радиоэлектронной борьбы, и вот дрон этот задрожал немного в воздухе, да и рухнул. Или передали мы им внедорожник с просторным кузовом, так они туда пулемет поставили и говорят: "Не передать, как удобно". Вот такие истории и вдохновляют не останавливаться в этой поддержке.
На законодательном уровне принят широкий спектр норм, направленных на поддержку семей участников СВО. Какие из них стали самыми востребованными?
- Сказать однозначно сложно: нужно изучить статистику, но вот сами семьи наших военнослужащих все чаще благодарят за льготную газификацию. Я специально стараюсь узнать все подробности. И вот что рассказывают. От момента подачи заявки до подключения и появления в доме голубого топлива проходит месяц и две, реже три недели. Все процедуры упрощены максимально, но, возможно, и этот срок будет сокращен: мы посмотрим, что еще можно для этого сделать. Конечно, для жителей тех населенных пунктов, где люди самостоятельно не смогли бы оплатить такие работы, это - существенная поддержка. Конечно, другими инструментами семьи участников СВО тоже пользуются и благодарят за них, но мы продолжим работать над тем, чтобы поддержка была более эффективной.
Главный финансовый документ на будущий год и предстоящую трехлетку в целом - принят облсоветом. Как Вы оцениваете бюджет области на будущий год?
- Базовые параметры бюджета внушают умеренный оптимизм. Если оглядываться на то, как был реализован главный финансовый документ уходящего года, то стоит отметить: несколько раз бюджет пересматривался в сторону увеличения. Есть все предпосылки для того, что так будет и в предстоящем году: и доходная часть, и расходная - производят вполне позитивное впечатление. Кроме того, важно напомнить: Липецкая область остается регионом-донором. Коэффициент бюджетной обеспеченности выше единицы говорит об эффективном управлении финансами. Мы не получаем дотации из федерального бюджета на поддержку социальной сферы, все финансируем сами, а это 65 процентов расходов бюджета. Но при этом порядка 50 миллиардов рублей составляют так называемый "бюджет развития". И в то же самое время регион достигает рекордов по получению финансовых средств из федерального бюджета: в будущем году этот показатель достигнет 24 миллиардов. И чем это обусловлено? Это закономерный процесс. Это говорит о том, как в регионе выполняются национальные программы: Липецкая область заняла шестое место в стране. То есть мы умеем не только эффективно привлекать средства, но и эффективно их расходовать. А это, на самом деле, большая боль регионов. Если какой-то субъект возвращает средства - это крест на том, что их дадут в будущие периоды. Но важно понимать, что бюджет - это сложный живой организм. Многое, конечно, будет зависеть и от общей экономической ситуации, и от налоговых отчислений.
Липецкая область по многим программам издавна становится пилотной. Так было в ситуации и с социальным контрактом, и с жилищными сертификатами для детей-сирот. Областной Совет обеспечил законодательные основы для этих программ, а для соцконтракта разработал и оригинальные нормы - дополнительная поддержка предусмотрена для сельских многодетных семей. Как Вы оцениваете практику применения регионального законодательства по этим направлениям? Нуждается ли оно в корректировках?
- Действительно, Липецкая область во многих проектах является пилотной и старается динамично идти вперед в своих начинаниях. Многие наши инициативы находят свое отражение на федеральном уровне.
Если говорить о социальных контрактах, то программу мы планируем расширить, увеличив финансирование направления по открытию собственного дела. Популярность социального контракта растет благодаря сарафанному радио: ведь нет лучшей рекламы, чем когда кто-то из соседей рассказывает о том, что привлек 350 тысяч рублей на доброе дело, и оно развивается буквально на глазах. Что еще отрадно? Мы когда встречались с одной из получательниц соцконтракта в Красном, я ее прямо вот так обывательски и спросил: в бюрократии не потонули? И она рассказала, что все на самом деле просто. Есть больше ста шаблонов бизнес-планов, которые уже разработаны для таких людей. И даже не имея экономического образования, можно, примерив свои показатели в той или иной отрасли, понять, как будет строиться бизнес. Но самое интересное: за средства, которые женщина освоила, приобретая оборудование и материалы, она отчиталась чеками с маркетплейсов. Так что я был приятно удивлен.
Закон о жилищных сертификатах детям-сиротам, а точнее лицам из их числа, принимали сложно, много обсуждали условия, критерии, требования. Но тем не менее, Закон заработал и помог нам продвинуться вперед в решении вопроса по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За прошлый, 2022 год, то есть фактически за полгода действия закона, с его помощью жилые помещения приобрели 29 детей-сирот. А в текущем году выплату получил 101 заявитель, приобретено 13 жилых домов и 88 квартир. Плюсы также очевидны: в дополнение к выделенной сумме можно добавить и любые иные средства, например, материнский капитал, средства ипотечного займа, накопления, и купить жилье любой площади.
Социальный контракт - зачастую основа для малого предпринимательства. Как Вы оцениваете меры поддержки для такого бизнеса в целом? Чем, на Ваш взгляд, их важно дополнить?
Поговорим языком цифр. Сравним 2022 и 2023 годы - периоды, когда социальный контракт набрал популярность у населения. 2022 год: всего заключили 6382 социальных контракта, их них на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности - 2632. Если мы возьмем более свежие цифры - 2023 год, могу сказать, что на текущую дату принято 5931 положительное решение по заключению социальных контрактов, из которых 3099 будет направлено именно на открытие собственного дела. А это уже на 467 соцконтрактов на предпринимательство больше, чем в 2022 году. То есть более половины социальных контрактов граждане заключили для того, чтобы начать свой небольшой бизнес, и тем самым повысить свой уровень дохода. И у них это получается. Важно и то, какой бизнес открывают наши жители? Учитывая, что Липецкая область является аграрным регионом, наибольший интерес вызывают направления, связанные с животноводством, птицеводством, выращиванием сельскохозяйственной продукции. На эти цели соцконтракт взяли 24 процента заявителей. Также востребованными среди граждан являются сферы красоты - 23 процента, обслуживание автомобилей - 9 процентов, ремонта одежды, обуви, оргтехники - 8 процентов, строительства - 8 процентов. В будущем году планируется заключить 4799 социальных контрактов по всем направлениям деятельности. Мы запланировали направить на эти цели свыше 1,1 миллиарда рублей. Что важно дополнить? Правительство области постоянно мониторит направления предпринимательства, которые пользуются популярностью в зависимости от коньюктуры рынка, новых веяний. В современных реалиях каждый день появляются свободные нишы, которые ранее были заняты иностранными компаниями, покинувшими наш рынок. Нужно развивать IT технологии. Нужно идти в ногу со временем. Поэтому будем смотреть, что нужно менять. Может быть добавим какие-то новые направления, может быть изменим условия. Посмотрим. Все будет зависеть от того, что будет необходимо нашим жителям для того, чтобы расти, развиваться и делать лучше собственную жизнь, а значит и жизнь региона в целом.
Недавно Вы выступили с докладом об адаптации промышленности к новым экономическим условиям, и, конечно, пересказать весь в газете, к сожалению, не получится. Но если можете, вкратце назовите самые эффективные инструменты для того, чтобы перестроить работу крупного бизнеса в новых условиях.
- То в каких реалиях страна оказалась в 2022 году, я сам еще, будучи далеким от кресла спикера регионального парламента, много рассуждал и написал несколько статей. Я думаю, что крупные российские предприятия имеют два пути. Первый - это реальный импульс к развитию импортозамещения и импортное зависимости, и действительно все начнут работать по тем уже существующим постановлениям Правительства РФ, по которым должны были это делать еще с времен воссоединения с Крымом. И сейчас есть подтверждения того, что по этому пути идет российская промышленность. Но возможна ведь и другая история: будут найдены цепочки так называемого параллельного импорта, фактически логистические плечо удлинится, себестоимость здорово вырастет, а мы все потеряем в конкурентоспособности. А реально освободившиеся никто из отечественных игроков не займет. Тогда мы сами себя пообманываем, ведь с точки зрения показателей это может привести даже и к росту ВВП. Конечно, есть определенные компании, которые пошли и по этому пути. Но в целом процесс импортозамещения идет, и я это увидел и на том предприятии, где я трудился. Начали приходить большие отечественные игроки и признавались: всегда импортную продукцию покупали, потому что ваша продукция была подороже процентов на десять. А теперь импортное в три раза дороже стоит. А вот как сохранять конкурентоспособность? Это уже другой вопрос. Я считаю, что в этой ситуации важны прямые закупки, в том числе и из-за рубежа. Я общался с представителями ряда предприятий, и практически все говорили о том, что нужна поддержка, субсидии и так далее. А я обратил внимание на то, что у них много чего импортного, и спросил: как адаптировались. "Да никак, - ответили мне. - Как покупали о официального дилера, так и покупаем, но в четыре раза дороже". Я стал спрашивать: а если напрямую покупать у поставщика? Нанять логистическую компанию? Зафрахтовать самостоятельно контейнер? Тогда, может, не в четыре раза дороже будет? Вопросы пока без ответа. А ведь и в досанкционные времена прямые закупки давали ощутимый прирост в конкурентоспособности. Еще один инструмент, важный и в текущих, да и в любых реалиях, это маркетинг. Очень многие им пренебрегают, а важно понимать, где твой потребитель. По опыту знаю: техноблогер, на которого подписаны три тысячи человек, и который сам с интересом приедет на завод, все отснимет, выпустит ролик, и спровоцирует такой спрос, что продукцию на маркетплейсах раскупят моментально. Но стоить это будет вполне приемлемо. А вот какой-то имиджевый ресурс, но не профильный, запросит колоссальную сумму за рекламу, напишет штампами, но прироста в заказах не обеспечит. Не надо думать, что маркетинг - очень дорого. Нужно максимально расширять воронку маркетинговых инструментов. И конечно, нельзя не сказать о кадровом вопросе. Борьба за людей максимально интенсифицируется. Поэтому мы должны растить специалистов даже не с университета, а со школьной скамьи. Это и профильные классы, и целевое обучение, и жилье, которое предоставляется, к примеру, на десять лет как служебное, но после переходит в собственность. Нужно якорить людей, чтобы они хотели связать свою жизнь и с предприятием, и с регионом.