Важный акцент театрального репертуара по всей стране в 2024 году - юбилей Александра Сергеевича Пушкина, который будет отмечаться на государственном уровне. К 225-летию великого поэта его строки будут звучать практически с каждой сцены, а режиссеры уже сейчас соревнуются в выборе материала и нетривиальном подходе к классику. Так, на основной сцене Театре им. Евгения Вахтангова его главный режиссер Анатолий Шульев представит "Повести Пушкина". Премьера - 26 и 27 марта.
"Мы объединим в одном пространстве четыре пушкинские истории, я их очень люблю - они настолько простые и житейские, но одновременно в каждой можно открыть огромную глубину", - рассказывал он в начале сезона.
"Евгения Онегина" начинают репетировать в Театре им. Маяковского. Ставит - худрук Егор Перегудов. Журналистам он признавался, что занятие это рискованное, но уверен, что "Александр Сергеевич с его внутренней свободой нам сегодня необходим". Известно, что спектакль выйдет уже в следующем сезоне.
В "Табакерке" представят сразу две постановки по Пушкину - "Сальери" (пьесу готовит Олег Антонов, в тандеме с которым Владимир Машков создал безусловные хиты - фильм "Сирота Казанская" и спектакль "Смертельный номер"), а еще "Арапа Петра Великого". Кто сядет в режиссерское кресло, как и даты премьер, - пока тайна.
В Губернском театре Сергей Безруков приступил к "Капитанской дочке", премьера которой состоится осенью 2024 года. "Я попытаюсь сохранить текст Пушкина - все, что обычно уходит за кадр. "Капитанская дочка" - по сути, история Ромео и Джульетты. Мне особенно важен 18-летний Петруша Гринев, мальчишка, который не струсил и остался верен долгу и присяге. Мужество его в итоге и спасает", - рассказывал он.
Еще одна интересная и, без сомнения, радостная тенденция последнего времени - новые детские и семейные спектакли, от которых большие режиссеры больше не отмахиваются, как от чего-то второсортного. Так, Алексей Франдетти поставит в "Ленкоме" сказку Вильгельма Гауфа "Калиф Аист"; еще одну волшебную восточную историю - "Багдадский вор и черная магия" - в "Маяковке" ставит Егор Перегудов по текстам и музыке Давида Тухманова и Юрия Энтина; в Театре на Бронной Константин Богомолов анонсировал "Красную Шапочку" на основе легендарного советского детского фильма. Все постановки - исключительно музыкальные.
Весной особое внимание обратим на МХТ им. Чехова - специально для театра новую пьесу написал известный драматург и писатель Дмитрий Данилов ("Человек из Подольска", "Саша, привет" и другие), ставит ее Марат Гацалов. Андрей Кончаловский уже репетирует обновленную "Чайку" - новую версию постановки, вышедшей в Театре им. Моссовета в 2004-м, покажут уже в феврале.
В Театре наций следим за международными проектами, которыми зритель сегодня не избалован: японский режиссер Мотои Миура, уже отметившийся работами в БДТ им. Товстоногова, репетирует "Друзей" Кобо Абэ, а сербский режиссер Синиша Цветич поставит историю о свободе в современном мире, вдохновленную Эдвардом Сноуденом. Дин Йетенг из Китая работает над спектаклем "Я не убивала своего мужа" по роману Лю Чженьюня.
Несколько любопытных названий грядут и в РАМТЕ: Алексей Бородин начал работу над спектаклем по пьесе Бориса Зайцева "Усадьба Ланиных", а Марина Брусникина представит свою версию произведения Ивана Шмелева "Лето Господне". В "Современнике" небезынтересно будет последить за "Симоном" (по книге Наринэ Абгарян, режиссер пока не назван) и "Над пропастью во ржи" Лейлы Абу-аль-Кишек по роману Джерома Сэлинджера.
Понемногу театры начинают осваивать и непростую тему о сегодняшнем дне: в "Табакерке" создают спектакль, в основе которого - реальный опыт участников спецоперации. Продолжит эту линию и Театр Армии, где уже выпустили премьеру "Данькина каска" - о современном Василии Теркине, а теперь интересно будет наблюдать за названиями, которые предложит новый главный режиссер Александр Лазарев.