Улицу 2-го Ямского Поля переименовали в улицу Правды именно в честь появления на ней комбината газеты "Правда", самой влиятельной в советские времена. Существует легенда о том, что место для комбината определял лично Сталин. Восьмиэтажное здание, признанное в 1989 году памятником конструктивизма, начали строить в 1929 году по проекту архитектора Пантелеймона Голосова. На открытие комбината 5 мая 1934 года прибыли Ворошилов, Орджоникидзе, Микоян, Калинин и Литвинов. Изначально здесь базировались редакции газет "Правда" и "Беднота". Но вскоре этот корпус превратился в крупнейший газетный центр Москвы. Туда переехали "Комсомольская правда", "Советская Россия", "Сельская жизнь", а позже журнал "Огонек", еженедельник "За рубежом" и ряд других изданий.
Лаконичное по архитектуре здание состоит из высокого прямоугольного блока 8-этажного редакционно-издательского корпуса и пониженного производственного. Ленточные окна, закругленный козырек вестибюля и балконы - капитанские мостики создают динамичный "корабельный" образ, любимый архитекторами авангарда. Сооружение занимает почти целый квартал, но продана с торгов и станет отелем лишь его основная часть, а именно редакционно-издательский корпус.
По рассказам ветеранов, в годы Великой Отечественной журналисты в буквальном смысле жили здесь, лишь ненадолго вырываясь домой. Отсюда уходили на фронт. А на крыше стояла зенитка. И один из прорвавшихся самолетов вырулил аккурат на это здание. Фугас упал рядом, воздушной волной выбило множество окон, погиб на посту один из вахтеров. Но обошлось.
Как вспоминал ветеран "КП" Леонид Репин, "правдисты" работали на пятом, "комсомольцы" - на шестом этаже. Уровни жизни тоже были разными. Партийные редакторы главной газеты страны имели персональные туалеты и ванные комнаты (не душевые, а именно ванные!). В начале 1960-х на мраморной лестнице центрального подъезда красная ковровая дорожка поднималась лишь до 5-го этажа. В подъезде же "КП", в левом крыле здания, лестница была поуже, со ступенями из искусственного камня. Но и по широким, и по узким лестницам в годы репрессий одинаково много увели на расстрел редакторов и журналистов...
А сколько легендарных людей входили в эти двери. Гагарин, Шолохов, опальный Ельцин... Путин трижды был! На шестом этаже начиналась карьера и многих сотрудников "РГ".
На "до" и "после" жизнь комбината разделил пожар, произошедший 18 лет назад - в феврале 2006-го. Утром, в начале рабочего дня, старая электросеть не выдержала нагрузки, а огонь по этажам разошелся быстро. Здание выгорело практически полностью с третьего по восьмой этаж. Часть перекрытий рухнула. С тех пор корпус не используется - внешне он выглядит будто бы целым, но внутри это скорее руины.
Чтобы восстановить этот объект культурного наследия регионального значения, власти решили найти для него частного инвестора. Госкомпания "ДОМ.РФ" провела аукцион, однако покупатель нашелся лишь с третьего раза. Победителем торгов стала компания "Техкомплект". Здание обошлось ей в 625 млн рублей. Вложить в его реставрацию и переоборудование инвестор намерен еще 5 млрд.
"Здание планировочно идеально подходит для размещения отеля высокого класса: просторные коридоры, в которые выходят квадратные помещения с панорамными окнами, в торцах коридоров - высокие залы редколлегий, в которых можно разместить конференц-залы, рестораны, переговорные, фитнес-студии", - рассказал ТАСС управляющий партнер компании-покупателя Олег Дедков.
Интерьеры помещений главного вестибюля, двух залов редколлегий, кабинет главного редактора и главную лестницу планируют восстановить такими, какими они были изначально, в 1934 году. Реставраторы, по словам Дедкова, по хранящимся в музеях чертежам даже воспроизведут мебель, сделанную для здания.
По условиям договора у инвестора есть семь лет на стройку, но затягивать покупатели, по их словам, не намерены. Противоаварийные работы начнутся в 2024 году сразу после согласования с Мосгорнаследием, говорит Дедков. Там уже ждут проект реставрации, отмечает глава ведомства Алексей Емельянов. "Мы надеемся, что шедевр архитектора Голосова, одно из крупнейших промышленных зданий общей площадью 19 тыс. кв. м, станет новой точкой притяжения и будет гармонично включен в современную действительность", - отмечает он.
Комбинат "Правда" в 1930-е стал первым сооружением в СССР, построенным именно для типографии. Его возводили по аналогии с зарубежными предприятиями, где был принят горизонтальный тип организации производства. Изначально издательство "Правда" провело конкурс на проект комбината, в нем участвовал не только Голосов, но и другие известные архитекторы - Щусев, Леонтович, Лисицкий. Победил проект Голосова, но его несколько раз перерабатывали и упрощали, так что архитектор в итоге отстранился от проекта и позже подчеркивал, что он был грубо искажен во время строительства.