По задумке режиссера Петра Шерешевского, действие исторической трагедии Александра Пушкина "Борис Годунов" перенесено в... интерьеры школьного спортзала. Это своеобразное чистилище, в котором Борис Годунов оказывается после смерти и пытается пересмотреть знаковые моменты своей жизни - от восхождения на престол до самой гибели. Затухающее сознание главного героя адаптирует все события и их участников к реалиям жизни обычной школы. Кстати, имеет смысл напомнить - в спортзале проходило и действие спектакля и фильма "12" Никиты Михалкова. Любопытно сравнить.
"Образ спортзала как места унижения и индивидуального ада пришел мне во сне. Мы попадаем в этом спортзале в некое безвременье - то ли это наши детские годы, то ли сегодняшний день. Согласно логике сна, в спектакле нет линейной истории, в нем одно наслаивается на другое, и это позволяет более широко взглянуть на вопрос совести и посмертного воздаяния, - говорит режиссер Петр Шерешевский. - С другой стороны, это история о том, как на смену одной власти приходит другая, но нравственности нет ни у первой, ни у второй. Могут меняться лидеры, идеология, но суть остается прежней".
В спектакле используются фрагменты из первой редакции пьесы, изначально озаглавленной автором "Комедия о Царе Борисе и о Гришке Отрепьеве", а также материалы из дневников А.С. Пушкина. Наряду с классическими текстами в спектакле Шерешевского остались возникшие во время репетиций импровизированные реплики артистов, которые проявляют конфликт высокого и низкого. Главные роли в спектакле исполняют заслуженные артисты России Игорь Гордин и Сергей Беляев, а также Юлия Хлынина и Данил Стеклов.
Когда: 18 и 19 января, 3 февраля.
Спектакль Уланбека Баялиева "Брехт. Швейк. Вторая Мировая" представляет собой сцены в 8 картинах и 8 зонгах. Это будет первая премьера 19-го, предъюбилейного сезона СТИ (Студии Театрального Искусства), объявленного "Сезоном учеников". Спектакль приурочен к громкой дате: сатирический роман Ярослава Гашека "Похождения бравого солдата Швейка" был впервые издан сто лет назад. Хотя за основу спектакля взят не столько роман, сколько пьеса немецкого режиссера и драматурга Бертольда Брехта, который перенес действие с полей Первой мировой войны во Вторую.
Уланбек Баялиев рассказывает о своей версии всем известной истории бравого солдата Швейка: "Герой этой истории - Маленький человек во времена больших перемен. Как оставаться Человеком во времена трагических событий? Для меня большая честь приглашение Сергея Васильевича (речь о Сергее Женоваче - худруке СТИ. - прим. авт.) сочинить историю для СТИ. Это наш общий Дом, наша история, наша мечта о Театре. Волнительно. Ответственно. Верю, что будет интересно". И далее режиссер говорит о том, какой ход взял за основу для своей постановки.
"Мы отталкивались в том числе от авторского комментария Брехта про "страшные сказки": сказка - как бы для детей, она пугает, чтобы насмешить, снять страх. Но мы пытались найти этот морок, природу зла. И было интересно рассмотреть понимание Брехта: корень всего - не какой-то злодей, а человеческие дела. Все творит маленький человек: кто-то хочет кушать, кто-то - просто жить и любить, а маленькие люди, которые назначили себя большими, хотят величия…"
В спектакле заняты: Никита Исаченков, Сергей Аброскин, Татьяна Волкова, Виктория Воробьева, Лев Коткин, Эдуард Миллер и другие.
Когда: 10, 19, 25 января.
Сергей Урсуляк, известный кинозрителям по таким фильмам-сериалам, как "Ликвидация", "Жизнь и судьба", "Тихий Дон", "Праведник", и другим, впервые попробовал себя в качестве театрального режиссера. В основу его первой постановки, которая идет на Сцене на Сретенке Театра имени Маяковского, легли пьесы Евгения Шварца "Тень", "Дракон", "Голый король".
"Бывали ли вы в стране, где любовь бедняка и принцессы по-настоящему возможна, где есть министры нежных чувств, где свадебный наряд только умный видит, где... учить языки уже не комильфо, где за плохое поведение голубей страдают даже голубцы?... Это страна зовется Другой сказкой", - говорится в анонсе спектакля. Владислав Флярковский в эфире канала "Россия-Культура", рассказывая о спектакле, подчеркнул: "Режиссер безошибочно выбрал автора. Это его первая работа в театре, ему, конечно, нужен был надежный автор".
Сергей Урсуляк рассказывал об этой постановке автору этих строк, и вот лишь две цитаты: "Прелесть Шварца и ужас нашей жизни в том, что Шварц актуален всегда", "Есть времена, когда кажется, что то, про что Шварц писал, осталось в прошлом. Есть такие времена, короткие промежутки времени, когда кажется, что это немножко ретро. Потом проходит какое-то время, и понимаешь: какое ретро? Это самая что ни на есть актуальнейшая драматургия!"
В спектакле заняты Мамука Патарава, Никита Языков, Алена Васина, Татьяна Орлова и другие.
Когда: 10, 20 января, 9 и 19 февраля
Идти стоит, чтобы развлечься и отвлечься. Новую постановку в жанрах комедии и пародии приготовила компания "Бродвей Москва" продюсера Дмитрия Богачева. На ее счету спектакли "MAMMA MIA!", "Призрак Оперы", "Шахматы" и другие, в том числе и "Шоу пошло не так" - по названию перекликается с новинкой. Но на этот раз свои профессиональные обязанности сотрудники компании "Бродвей Москва" в некотором смысле "переложили" на героев нового шоу: зрителям предстоит увидеть закулисье мюзикла со всеми его плюсами и минусами.
Сюжет спектакля ""Мамма Мимо"! или Мюзикл пошел не так" такой: шеф крупного предприятия заказывает любительскому театру поставить любимое шоу своей жены - мюзикл "Mamma Mia!" Режиссер и артисты с воодушевлением берутся за дело, однако у заказчика есть свои представления о прекрасном - он требует изменений, чтобы угодить своей теще. Раз за разом спуская очередную абсурдную идею, он даже не представляет, во что в итоге выльются его пожелания. К тому же исполнительница главной роли попадает в больницу, а слова и музыку приходится менять на ходу... Словом, никто не знает, чем обернется этот балаган, когда откроется занавес. В спектакле есть комедийная интрига, главные мировые поп-хиты в пародийном ключе и постановка мюзикла в режиме реального времени.
Режиссер нового спектакля - Анна Шевчук, хореограф - Ирина Кашуба. Пьесу и тексты песен написал драматург и сценарист Сергей Плотов. В ролях актеры драматических и музыкальных театров Москвы: Александр Бабик, Елизавета Виноградова, Александр Горелов, Никита Заболотный, Анна Кармакова, Павел Левкин и другие.
Когда: 12, 13, 24, 25, 26, 27 , 28, 31 января
Спектакль поставлен по эксцентричной комедии положений знаменитого итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо. Режиссер, он же артист Театра Пушкина Олег Пышненко, ранее поставивший на этой сцене детектив "Инспектор пришел".
В спектакле "Человек и джентльмен" рассказана история о том, как маленькая театральная труппа во главе с доном Дженнаро гастролирует в курортном городке по приглашению предприимчивого дона Альберто. Артисты готовятся к вечернему представлению, но оказываются вовлеченными в перипетии личной жизни своего импресарио, влюбившегося в неуловимую Биче. После бесконечной череды недоразумений все герои пьесы попадают сначала в дом мужа Биче, графа Талентано, а затем и вовсе в полицейский участок.
В спектакле заняты Александр Анисимов, Владимир Жеребцов, Вероника Сафонова, Александр Арсентьев, Сергей Миллер и другие.
Когда: 8 и 9 февраля.
Комедия Мольера о неудобном человеке. Он рубит правду в лицо, критикует все, что видит, ненавидит лицемерие светского общества и влюбляется, как назло, в самую яркую светскую львицу. Режиссер Екатерина Половцева переносит действие в современное кинозакулисье: Мольер в кино на театральной сцене - в такое смешение трех реальностей попадают зрители. Им открывается актерская кухня и обнажает страхи и боли человека играющего.
Режиссер Екатерина Половцева рассказывает о спектакле: "Мольер сегодня невозможен в чистом виде. Пьеса XVII века требует хода, смелого решения. Хочется вскрыть содержание, юмор, сделать так, чтобы сегодня это звучало так же остро, как когда это было написано. Нам интересна мизантропия как явление: как она разрастается и заражает все вокруг себя, становится силой разрушения. Сегодня у нас два пути: молчать, терпеть, ждать - или идти на баррикады, "глаголом жечь сердца людей". И тот и другой про разрушение - либо себя изнутри, либо своего комфортного, удобного мира снаружи. И уже речь не идет о поиске счастья или гармонии, а скорее о том, как остаться живым в этой череде компромиссов".
Когда: 18 января, 17 февраля
26 и 27 января 2024 года на Новой сцене Театра на Таганке - премьера спектакля Дениса Азарова "Веселые ребята", поставленного по одноименной пьесе Николая Эрдмана, либретто Игоря Иртеньева и Вадима Жука на музыку Исаака Дунаевского и Максима Дунаевского.
Спектакль приурочен к 90-летию комедии "Веселые ребята". Над чем смеялись в 1934 году, когда она вышла и перевернула представление об отечественном кинематографе? В новом спектакле по мотивам знаменитого фильма режиссер Денис Азаров исследует эволюцию комедии, а также размышляет на тему того, почему советские произведения вновь востребованы.
Денис Азаров, режиссер, рассказывает: "Попробуем сыграть со зрителями в игру "Что такое комедия и как эта самая комедия повлияла впоследствии на сознание людей". А также попытаемся понять природу перехода из немого кино в звуковое: ведь когда появился звук, артисты еще некоторое время продолжали существовать, играть, как в немом кино. Мы используем тональность оригинального фильма и, конечно же, музыку Дунаевского в немного иной интерпретации. Образы героев доводим до некой абсурдности, но не испытать к ним симпатии будет невозможно!"
Когда: 26 и 27 января, 17 и 18 февраля
Просто перечислим еще несколько ярких премьер сезона в столичных театрах. "Слава. Молодость" - в Театре на Бронной в постановке Константина Богомолова. В Театре Наций в феврале премьера спектакля "Друзья" Мотои Миуры. В Театре Моссовета - "Замужняя невеста" режиссера Евгения Марчелли - по пьесе "Своя семья, или Замужняя невеста".
В МХТ имени Чехова - спектакль Юрия Муравицкого "Как вам это понравится?". По словам режиссера, это похоже на то, как будто Sex Pistols играют Шекспира, причем на сцене театра "Глобус". Также из недавних премьер театра "Занавес", жанр которого охарактеризован как "документальный фильм на сцене". Постановка Юрия Квятковского. В основе спектакля - документальная пьеса Андрея Стадникова, написанная в 2021-2022 годах и основанная на разговорах с актрисами и работницами МХТ. Премьера спектакля приурочена к 125-летию Московского художественного театра.
12 и 13 февраля в Театре Вахтангова - премьерные показы спектакля "Говори со мной" режиссера Эльдара Трамова по одноактным пьесам "Пятерка теннисистам" Теннесси Уильямса. Спектакль "Приглашение на казнь" - постановка Марины Брусникиной, в основе которой повесть Владимира Набокова в Театре Ермоловой и другие: планов на сезон у театров много.