В Воронеже готовят очередной план реконструкции оперного театра

Проект капитального ремонта единственного в Черноземье театра оперы и балета будет готов до конца января, тогда же огласят и его стоимость. Об этом осторожно заявил воронежский губернатор Александр Гусев на традиционной декабрьской пресс-конференции. Из его пояснений следовало, что документация будет использована для заявки на федеральное финансирование, но, если получить хотя бы половину нужной суммы не удастся, идею вновь отложат в долгий ящик.
Стоимость реконструкции оперного ранее оценивали в три-четыре миллиарда рублей, теперь она может оказаться в несколько раз выше.
Стоимость реконструкции оперного ранее оценивали в три-четыре миллиарда рублей, теперь она может оказаться в несколько раз выше. / Сергей Мардело

- Без проекта вести переговоры с федеральными ведомствами невозможно, мы не сможем заранее подтвердить, какую долю расходов регион готов взять на себя, - пояснил Гусев.

Если деньги в госбюджете вдруг найдутся и театр закроют на реконструкцию, труппа увеличит объем гастрольных выступлений и будет временно давать спектакли на сцене Воронежского концертного зала. Сегодня эта площадка не приспособлена для показа оперных и балетных спектаклей: нет оркестровой ямы, нет соответствующей акустики. Отвечая на вопрос о технической подготовке ВКЗ к роли заменителя оперного, губернатор дал понять, что проблемы здания ему известны, но конкретных планов по их решению (с финансированием и сроками) на сегодня не имеется.

Количество концепций, эскизов и проектных предложений, которые были выдвинуты для Театра оперы и балета за последние 10 лет, подсчитать сложно. Ранее отмечалось, например, что власти в принципе готовы начать работы и за счет областных средств. Работы на основном здании должны были завершиться как раз в 2023-м. Но пока ведется лишь строительство производственно-репетиционного корпуса на месте снесенного аналогичного здания поблизости от театра.

Предложение о реконструкции главного корпуса, уже детально проработанное местным проектным институтом, отклонили. Оно предполагало, что на ветхие конструкции не будут навешивать массу надстройки, а возведут, сохранив часть стен, более высокое и просторное здание. Коллизия состоит в том, что в нынешнем объеме оно не отвечает многим современным требованиям к помещениям для театрально-зрелищных мероприятий. В нем сложно или невозможно принимать гастрольные спектакли ведущих коллективов, создавать комфорт для зрителей, физические параметры которых за минувшие полвека сильно изменились. Но воронежский театр, который начали строить в конце 1930-х, а сдали в 1957-м, является важной частью ансамбля площади Ленина. И любые идеи об изменении его высоты или стиля фасадов в штыки воспринимаются архитекторами, краеведами и консервативной частью горожан. Судьба оперного бередит даже тех, кто никогда в нем не был...

Новое строительство было бы дешевле ремонта с "глубокой модернизацией"

Новое строительство было бы дешевле капитального ремонта с "глубокой модернизацией". Но на сегодня рассматривается именно второй вариант. Несколько лет назад стоимость реконструкции оперного оценивали в три-четыре миллиарда рублей, теперь она может оказаться в несколько раз выше.

- Мы приняли решение сохранить зрительный зал с его акустикой, архитектурный вид здания, фасады. Изменения произойдут больше в сценическом пространстве, - приоткрыл карты губернатор. - Вспомогательные функции будут вынесены в новый репетиционный корпус. Год ушел на то, чтобы найти баланс между представлениями архитекторов и артистов. Труппа хотела, чтобы зал остался в неизменном виде. Мы понимаем, что сегодня так строить уже не могут. Это подтверждает и международный опыт: недавно я смотрел передачу про оперный театр в Сиднее, который построили и потом 20 лет доводили до того состояния, чтобы там можно было нормально петь.

Кстати

В конце декабря архитектурная комиссия согласовала интерьерные решения, разработанные для видовых помещений Воронежского театра оперы и балета в проектном институте "Гипрокоммундортранс". Акустические обследования, расчеты и проект зрительного зала выполнила компания под руководством Анатолия Лившица (известного специалиста в области архитектурной акустики, автора реконструкции Большого зала Московской консерватории).