В Воронеже поставили зимнюю сказку о Каштанке

Новогодняя премьера "Каштанки" в режиссуре Михаила Бычкова состоялась в арт-центре "Прогресс".
Почти все актеры играют по нескольку ролей, так что зритель может в полной мере насладиться мгновенными перевоплощениями.
Почти все актеры играют по нескольку ролей, так что зритель может в полной мере насладиться мгновенными перевоплощениями. / Андрей Парфенов

Камерный спектакль для семейного просмотра полон лиризма и чисто театрального волшебства, созданного подчеркнуто простыми средствами. Четыре "белых" клоуна в воротниках гофре, пододеяльник вместо занавеса и ширмы, изящные фигурки для теневых проекций, пара перчаточных кукол, круговерть звезд на потолке... И конечно, чеховский текст, полный метких наблюдений - забавных и грустных.

Михаил Бычков - лауреат государственных премий, создатель и многолетний худрук Камерного театра в Воронеже - ранее обращался к "Каштанке" дважды: в местном ТЮЗе и в Рижском театре русской драмы. С начала 1990-х режиссер не работал для детской аудитории и теперь подготовил третью версию любимого рассказа.

Из оригинальной "Каштанки" можно вынести историю о верности или зависимости, об упущенном шансе переменить жизнь или об искусстве игры, способном эту жизнь преобразить и расцветить. В нынешней инсценировке Бычкова на первый план выходит поиск потерянного привычного счастья, которое состоит в том, чтобы занимать в мире свое место. Не теплое, не сулящее сытости или славы, но именно что свое. Пусть и пахнущее не куриной лапкой и опилками арены, а простой стружкой и клеем.

"Молодая рыжая собака (помесь таксы с дворняжкой" в исполнении миниатюрной Светланы Строевой) - артистка прирожденная. Она ведь и в мастерской пьяного столяра ходит на задних лапах и выделывает фокусы, не требуя ни поощрений, ни ласки. Научившись новым трюкам у Таинственного незнакомца, героиня способна стать звездой его номеров, заменив умершего гуся Ивана Ивановича. Но что поделать, если в многоголосой массе зрителей ее трогают лишь два тенорка - краснощекого Федюшки и волосатого хозяина, который от избытка чувств только и умеет сказать Каштанке, что она есть "недоумение" или "насекомое существо"?..

По мнению режиссера, такая история соответствует ожиданию Нового года, "от которого всегда хочется радости, чуда и просто семейного тепла"

Театральная клоунада (и изъятие некоторых фрагментов текста) позволяет сгладить невольную жестокость того мира, в который возвращается Каштанка: из "трудового коллектива" - в семью. По мнению режиссера, такая история соответствует ожиданию Нового года, "от которого всегда хочется радости, чуда и просто семейного тепла".

- Это один из моих любимых рассказов у Чехова. Мне кажется, в нем помимо замечательного смысла, темы поиска и обретения счастья - удивительный, хрустальной чистоты русский язык во всех его многогранных возможностях передачи оттенков чувств и атмосферы... - подчеркнул Михаил Бычков. - Я уже ставил этот рассказ, но в других условиях. Один раз - на традиционной малой сцене, с "настоящим" инеем, хрустальной сосулькой, поблескивающей в волшебном свете, с большой командой артистов, у каждого из которых была своя роль. Второй раз - на большой сцене, в зале больше чем на 500 мест, как полноценный дневной спектакль с антрактом. Сейчас - совершенно новый опыт и новое сочинение. Это спектакль практически в одном пространстве с публикой, без традиционных театральных выразительных средств. Хотя, на мой взгляд, он как раз следует заветам классиков по поводу того, что два актера, расстилающие коврик, способны создать настоящий театр, если то, что происходит между ними, между ними и публикой, волнует, зажигает, трогает, смешит...

В спектакле заняты молодые воронежские артисты. Светлана Строева, Мария Соловей и Александр Габура служат в Никитинском театре, Георгий Яковлев - в Камерном. Всем, кроме Светланы, досталось по нескольку ролей, так что зритель может в полной мере насладиться мгновенными перевоплощениями. Едва к костюмам Пьеро и Пьеретты добавляется новая деталь - картуз или ушанка, шляпка-пятачок или перчатки-лапки, огненный парик или цилиндр (художник - Юрий Сучков), как у актеров враз меняются мимика, пластика, интонации. Подобные аттракционы радуют в любом возрасте, так что на "Каштанку" можно смело приходить и с детьми от семи лет, и без оных.