Российские новогодние фильмы снова собрали рекордную кассу

Почти шесть миллиардов рублей оставили россияне в кассах кинотеатров в минувшие новогодние каникулы. Это на 1,3 миллиарда больше, чем в прошлые январские праздники. То есть, впору говорить о тенденции - успех российского кино после 2020 года меряется исключительно десятизначными цифрами. И это вопреки тому, что пару лет назад прогнозы критиков для киноиндустрии были совсем неутешительными - после затяжного карантина зрители, казалось, в кинозалы не вернутся. Но случилось чудо.
В роли Трубадура в новых "Бременских музыкантах" - Тихон Жизневский. За масками животных тоже известные артисты: Дмитрий Дюжев (Осел), Ирина Горбачева (Кошка), Роман Курцын (Пес).
В роли Трубадура в новых "Бременских музыкантах" - Тихон Жизневский. За масками животных тоже известные артисты: Дмитрий Дюжев (Осел), Ирина Горбачева (Кошка), Роман Курцын (Пес). / Централ Партнершип

Случайно ли? Судя по списку самых успешных фильмов прошедшего года, нашу киноиндустрию вытянули прежде всего сказки (при всей условности, сюда можно включить и "Вызов", космическую сказку-быль) под незабытые мелодии эпохи ламповых ТВ. И правы оказались критики, которые отметили: да, Чебурашка и Емеля, и богатыри, и даже космонавты сняты и раскручены "по-голливудски", по канонам мировой киноиндустрии, - но именно они и помогли создателям российских лент завоевать кинозрителей своими, нашими "супергероями". И уже привычно после новогодних штормов подсчитывать рекордную прибыль.

Наши Чебурашка и Емеля сняты и раскручены "по-голливудски"

Безусловным лидером нынешней зимы стала вторая часть "Холопа". Формально - не сказка, но сюжет, в котором для преображения герою надо пройти несколько кругов ада (так о происходящем в фильме говорит режиссер Клим Шипенко), - совершенно фольклорный. К тому же "Холоп 2" - это же "Золушка" наоборот: героиня-мажорка превращается в "тыкву". Плюс сказочные путешествия во времени - и коммерческий хэппи-энд неизбежен. Что еще в коктейле успеха? Заблаговременная рекламная компания, любимые шлягеры советских времен, добротный юмор и, конечно, блестящий актерский состав. Милош Бикович, Иван Охлобыстин, Александр Самойленко и Мария Миронова дружно перешли из первой части во вторую, только исполнительница главной женской партии на сей раз новая - красотка и умница Аглая Тарасова.

Режиссер Шипенко признается: продолжений раньше не снимал, работать было тяжело, но всей командой постарались, "чтобы получилось лучше первой части". Псковские деревни дополнили "золушкиными дворцами" - в фильме аж пять московских и петербургских дворцов с роскошными залами, пышными балами, французами и Павлом Деревянко в роли Наполеона. Так романтично, что полученная касса - два миллиарда и почти уже 700 миллионов рублей - похоже, не предел. Официально картина на экранах до 17 января, но кинотеатры обещают продолжать прокат, "пока не спадет интерес". Двенадцать на часах "Холопа 2" пробьет еще не скоро.

Еще один лидер новогоднего проката - семейный музыкальный фильм "Бременские музыканты". Сборы превысили два миллиарда. Первый миллиард сорвали за четыре дня проката - феноменально. В чем секрет? Все то же сочетание - сказочный сюжет, советские мелодии и голливудские подходы. Авторы с самого начала не скрывали - за основу взят легендарный мультфильм 1969 года на музыку Геннадия Гладкова. Композитору 88 лет, он в соавторах фильма. Но все, что кроме его песен, к фильму дописал Максим Фадеев.

Вроде бы штампов в картине даже больше, чем в "Холопе" - тут и город "погружается во тьму", и любовь "открывает все двери", и парень из захолустья становится известным музыкантом. Кроме борьбы за принцессу и приключений разбойников, здесь еще есть детство Трубадура. Но ведь сказки часто похожи друг на друга - главное, чтобы их слушали (смотрели) и верили в мечту. К счастью, сказки для нашего кинематографа по-прежнему - святое: их не опошляют. Как на премьере мюзикла сказал один из зрителей, наши сказки - "про ЗОЖ, здоровый образ жизни": есть мораль, про совесть вспоминают.

Но справедливо было бы напомнить: началось все двадцать лет назад, в 2004-м, когда режиссер Константин Бронзит (киностудия "Мельница" и компания "СТВ") снял фильм "Алеша Попович и Тугарин Змей". С точки зрения кассы опыт - не самый удачный: при бюджете в 4 миллиона долларов не удалось собрать и половину, но тогда мультфильм стал самым кассовым в России. И главное - тогда нащупали тот самый путь успеха, который оказался для российской киноиндустрии спасительным. Этой зимой в кинотеатрах - уже двенадцатый анимационный фильм франшизы, "Три богатыря и Пуп Земли". По сборам последних двух недель он замыкает тройку лидеров: два миллиона зрителей, за 600 миллионов рублей.

Еще одна киносказка, сборы которой превысили два миллиарда рублей, - "По щучьему велению" - с осени еще идет в кинотеатрах. Все предсказуемо, лекала те же. Зрители хвалят актеров, Никита Кологривый в роли Емели сказочно обаятелен, есть и герои, которых добавили в старом кино, тот же посол англицкий. Танцуют все под старую знакомую "Песню о счастье", перепетую на новый лад... Да почему бы и нет. Вдруг сможем "перепеть" когда-нибудь и давние советские рекорды посещаемости кинозалов - тогда ведь мерили успех количеством билетов.

Для понимания - порядок цифр такой: к примеру, комедию Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию" посмотрело более 60 миллионов. Нынешние новогодние киноаншлаги - это пока что лишь 14,8 миллиона зрителей.

Мнение