Для чего предприятия вкладывают средства в спортивное развитие сотрудников

Каждое четвертое предприятие оплачивает занятия спортом своих сотрудников. Таковы данные опроса, который провел рекрутинговый портал hh по заказу "РГ". Средняя сумма выплат - 20 тысяч рублей в год.
72 миллиона человек в стране регулярно занимаются спортом. Еще три года назад активных физкультурников было 62 миллиона.
72 миллиона человек в стране регулярно занимаются спортом. Еще три года назад активных физкультурников было 62 миллиона. / Татьяна Андреева

Но какой резон вкладывать деньги в физическую активность сотрудников, какая от этого выгода самому предприятию? И как относятся к корпоративной физкультуре работники? Об этом рассказывают собкоры "РГ", побывав в фирмах и корпорациях, поддерживающих спорт.

Показательно, что в Екатеринбурге даже на одном из крупных пивных предприятий есть своя футбольная команда, и за победы в любительских соревнованиях работникам дают премии. И нет, это не ящик пива, как кто-то сходу иронично сообразил, - бонус за хорошую игру - несколько тысяч рублей к зарплате. Само предприятие таким образом заявляет о себе как о ценителе спорта, несмотря на продукцию, которое выпускает. Конечно, оплачивать спорт своим сотрудникам больше возможностей у корпораций и больших производств. Так, Тульский машзавод известен в стране не только своей продукцией, но и спортивными достижениями. Сегодня здесь поощряют даже тех, кто ездит на работу на велосипеде, им доплачивают к зарплате по тысяче рублей в месяц. И таких заводчан-велосипедистов уже сотни. Дело, конечно, не только в деньгах, хотя и материальный стимул побуждает активнее двигаться. В секциях спортклуба "Машиностроитель" заводчане и их дети занимаются бесплатно. Сейчас здесь развивается пять видов спорта: футбол, самбо, греко-римская борьба, настольный теннис, бокс.

У спортклуба - довольно дорогое современное футбольное поле с искусственным газоном, которому могут позавидовать и профессиональные спортсмены. Тренироваться на нем можно даже после сильных дождей. Не одно десятилетие на предприятии проходит заводская спартакиада. Состязания длятся целый год, а подведение итогов проводится на Дне физкультурника. Но есть на заводе и совсем уж уникальное спортивное объединение - мотоклуб "Тулица". Здесь дети и взрослые могут научиться безопасной езде на мотоцикле, не выезжая на общие дороги. Причем бесплатно предоставляется и мотоцикл, и экипировка, и инструктор, и трек.

Почти у всех крупных предприятий есть своя спортивная инфраструктура в Татарстане. Например, на Казанском авиационном заводе недавно открыли большой тренажерный зал, так что потягать "железо" или просто размяться сотрудники могут сразу после работы. Здесь же проводят занятия по йоге. На территории КАЗ обустроены и спортивные площадки под открытым небом, где можно поиграть в баскетбол и волейбол, а также заняться воркаутом.

Каждого, кто впервые переступает порог проходной, крупного химического предприятия "Азот" в Кемерове, сразу приглашают записаться в секции от баскетбола до фитнеса, - практически на любой выбор. В корпоративном загородном комплексе сохранили футбольные поля с естественным травяным покрытием и оборудовали большой аквапарк, 25-метровый бассейн под открытым небом.

- Мы поддерживаем систему, которая создавалась еще во времена СССР, - отмечает председатель заводского спортклуба Павел Терехов. - В каждом цехе, а их около пятидесяти, есть физорг. Самые активные участвуют в круглогодичной спартакиаде по девятнадцати видам спорта. Чемпионам вручаем медали и премии, две тысячи за первое место, полторы - за второе и тысячу за третье. Кроме того, выделяем путевки в санаторий.

Между тем

Увы, не всегда средства, которые тратят предприятия на спорт, идут на пользу, если сам сотрудник не до конца осознает, зачем ему это нужно. Так, в спортивных клубах Иркутска замечают, что клиенты, которым занятия оплачивает работодатель, нередко - халтурщики.

- Был клиент, который купил в конце 2022 года самый дорогой абонемент, включающий безлимитное посещение всех залов, хамам, несколько индивидуальных тренировок и сопровождение нутрициолога, - рассказывает фитнес-консультант Илья. - Но пришел в зал он за год от силы раз десять. Разговорились - выяснилось, что компания, где он работает, компенсирует сотрудникам расходы на спорт. И очень достойно платит. Жаль, что средства тратятся зря.

Комментарий

Анна Дьячкова, доцент Института экономики и управления Уральского федерального университета:

"Высчитать с точностью до рубля, какую выгоду предприятию приносят инвестиции в спорт сотрудников и когда они окупятся, конечно, сложно. Но эта выгода очевидна. Улучшается самочувствие работников, они реже ходят на больничный, растет продуктивность труда. Кроме того, повышается лояльность сотрудников к самой компании, сплачивается команда. Это удерживает работников, снижает текучку кадров. Ко всему для компании это еще и дополнительна реклама, повышение лояльности марки. Вложения в программы здоровья позволяют работодателям получать налоговые вычеты и экономить на расходах на медицинское страхование сотрудников. Но надо признать, компенсируют занятия спортом, как правило, крупные предприятия. Маленькие в силу ограниченного бюджета довольно редко могут себе это позволить.

У нас в УрФУ, где я работаю, у сотрудников есть 50-процентная скидка на использование спортивных сооружений вуза. Я много лет хожу в бассейн УрФУ с детьми. По сути, это и есть наглядное дополнительное преимущество быть принадлежным к своей организации".