11.01.2024 00:11

Что делать в случае проведения подрядчиком некачественного ремонта квартиры

Если вы наняли бригаду для ремонта квартиры, и он сделан некачественно, можно потребовать, чтобы все недостатки были устранены. Как правильно предъявить претензию подрядчику, если он плохо выполнил свою работу, рассказал юрист платформы корпоративного благополучия "Понимаю" Ирик Мусабиров.

Содержание

  1. Нарушения качества работы обнаружены во время ремонта
  2. Нарушения качества работы обнаружены сразу после окончания ремонта
  3. Нарушения качества работы обнаружены в течение гарантийного срока или нескольких лет

Когда нарушения качества работ выявляются во время проведения ремонта

Гражданин обязан визуально определить нарушения качества и сказать об этом подрядчику.

Но если заказчик обнаружит недостатки или другие отступления от договора и сразу не сообщит об этом, то он утратит право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки (п. 2 ст. 748 ГК РФ).

Как правильно заявить о недостатках в работе:

  • оформить письменно свои претензии и вручить подрядчику под его роспись и с проставлением даты получения;
  • написать с использованием мессенджера подрядчику с указанием о выявленных недостатках, прикрепить фотографии и видеосъемку, при этом следует добиться ответа на данное сообщение, затем сделать скрин такой переписки и сохранить;
  • написать на e-mail подрядчика с указанием о выявленных недостатках, прикрепить фотографии и видеосъемку. При этом следует добиться ответа на данное сообщение, затем сделать скрин такой переписки и сохранить.

В сообщении о недостатках необходимо указать:

  • место квартиры, в котором имеется дефект работ;
  • в чем дефект выражается;
  • требование о незамедлительном прекращении дальнейших работ до устранения дефекта;
  • устранить недостатки за свой счет и в указанный заказчиком разумный (для такого рода работ) срок;
  • что в случае продолжения работ, такие работы не будут оплачиваться, а стоимость строительных материалов, если таковые были предоставлены заказчиком, будет взыскана с подрядчика;
  • что в случае несогласия с мнением заказчика, последний вправе пригласить эксперта для подтверждения или опровержения доводов гражданина, при этом расходы за работу эксперта в последующем обязан будет оплатить подрядчик.

Таким образом, на заказчика возложена обязанность доказать наличие недостатков выполненных работ, а на подрядчика - обязанность доказать, что недостатки возникли по обстоятельствам, освобождающим его от ответственности.

В случае, если подрядчик не согласен с доводами заказчика и продолжает работу:

  1. гражданин выбирает экспертную организацию (по рекомендации, либо путем самостоятельного поиска в интернете);
  2. гражданин заключает договор с выбранной организацией на предмет определения дефектов в работе подрядчика, причин возникновения, стоимости устранения;
  3. гражданин предупреждает подрядчика о необходимости присутствия подрядчика в квартире на дату экспертизы и время;
  4. в назначенную дату эксперт в присутствии представителя подрядчика, либо без него (если не прибыл) проводит осмотр, фотографирование, оформляет акт осмотра и подписывает его у вас, у приглашенного подрядчика и сам ставит свою подпись;
  5. через 3-5 дней эксперт высылает гражданину заключение.

Заказчик, получив заключение направляет подрядчику копию такого заключения и соответственно обоснованно требует исправить за свой счет дефекты и продолжить сотрудничество, либо отказаться от договора, выплатив подрядчику за фактически выполненные работы, за вычетом стоимости исправления недостатков и стоимости экспертизы.

В случае продолжения сотрудничества, следует:

  • предъявить отдельным счетом (требованием) уплату подрядчиком расходов на эксперта;
  • оформить дополнительное соглашение, в котором отразить что дефекты устраняет подрядчик за свой счет, в согласованный срок, а также возможно придется "сдвинуть" сроки графика выполнения работ.

Если подрядчик не устранит недостатки в назначенный срок, то заказчик может отказаться от договора либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (п. 3 ст. 715 ГК РФ), первоначально направив подрядчику требование об оплате, а затем (в случае отказа) обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Когда нарушения выявляется после окончания всех работ

В случае, когда нарушения качества строительных работ обнаруживаются потребителем в момент принятия работ по итоговому (финишному) акту, потребитель вправе отказаться от подписания акта и прописать в представленном подрядчиком акте свое несогласие с качеством работ.

Потребителю следует в данном случае уточнить у подрядчика, в какой срок он сможет переделать результат своих работ. И, руководствуясь полученной от подрядчика устной информации, прописать непосредственно в акте, например:

"Имеются замечания к качеству работ: …….., прошу устранить в течение десяти дней (или "устранить до ДД.ММ.ГГ", либо указать, что имеются замечания, перечень которых будет представлен подрядчику в срок ДД.ММ.ГГ)". В случае, если подрядчик не может сказать, какой ему срок нужен для устранения дефектов, то вы можете смело ставить срок на свое усмотрение.

Если подрядчик выразил свое несогласие с вашим мнением о том, что качество работ плохое, то:

  • гражданин выбирает экспертную организацию (по рекомендации, либо путем самостоятельного поиска в интернете);
  • гражданин заключает договор с выбранной организацией на предмет определения дефектов в работе подрядчика, причин возникновения, стоимости устранения;
  • гражданин предупреждает подрядчика о необходимости присутствия подрядчика в квартире на дату экспертизы и время (предупреждение осуществляется такими же способами, как я ранее указал).
  • в назначенную дату эксперт в присутствии представителя подрядчика, либо без него (если не прибыл) проводит осмотр, фотографирование, оформляет акт осмотра и подписывает его у вас, у приглашенного подрядчика и сам ставит свою подпись;
  • через 3-5 дней эксперт высылает гражданину заключение.

Заказчик, получив заключение направляет подрядчику копию такого заключения и соответственно обоснованно требует исправить за свой счет дефекты и продолжить сотрудничество, либо отказаться от договора, выплатив подрядчику за фактически выполненные работы, за вычетом стоимости исправления недостатков и стоимости экспертизы. Срок для ответа на такое требование - 10 (десять) календарных дней с даты получения подрядчиком претензии (требования).

В случае продолжения сотрудничества, следует:

  • предъявить отдельным счетом (требованием) уплату подрядчиком расходов на эксперта;
  • оформить дополнительное соглашение, в котором отразить, что дефекты устраняются подрядчиком за свой счет, в согласованный срок, а также возможно придется "сдвинуть" сроки графика выполнения работ.

Если подрядчик не ответит согласием в десятидневный срок, то заказчик (ст.28 Закона о защите прав потребителей, п.3 ст. 715 ГК РФ) вправе:

  1. назначить исполнителю новый срок;
  2. поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  3. потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
  4. отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).

После этого потребитель направляет требование:

  • о возмещении стоимости ремонтных работ, направленных на устранение дефектов (примечание - цена "взята" из экспертизы), или;
  • о возмещении понесенных потребителем расходов, связанных с устранением дефектов;

Срок удовлетворение таких требований - 10 дней с даты получения подрядчиком претензии.

В случае отсутствия ответа в указанный срок потребитель вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Когда нарушения выявляются после принятия работы в течение гарантийного срока

Согласно п. 3 ст. 29 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), претензию предъявляют в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков недвижимого имущества.

Часто возникают ситуации, когда нарушения качества строительных работ обнаруживаются потребителем уже после приемки работ, когда он уже начнет пользоваться результатом работ.

Например, ремонт делали летом, а зимой выяснилось, что углы стен промерзают, окна затянуло льдом (нарушение монтажа), выбивает электрику, если подключать обогреватель и так далее.

Потребителю следует в данном случае заявить о недостатках подрядчику путем направления претензии (требования) следующими способами:

  • оформить письменно и вручить подрядчику под его роспись и с проставлением даты получения;
  • написать с использованием мессенджера подрядчику с указанием о выявленных недостатках, прикрепить фотографии и видеосъемку, при этом следует добиться ответа на данное сообщение, затем сделать скрин такой переписки и сохранить;
  • написать на e-mail подрядчика с указанием о выявленных недостатках, прикрепить фотографии и видеосъемку, при этом следует добиться ответа на данное сообщение, затем сделать скрин такой переписки и сохранить.

В сообщении о недостатках необходимо указать:

  • место квартиры, в котором имеется дефект работ;
  • в чем дефект выражается;
  • требование (ст.29 Закона о защите прав потребителей) о безвозмездном устранении недостатков выполненной работы; об уменьшении цены выполненной работы; о возмещении понесенных заказчиком расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами (иными подрядчиками).
  • что в случае отказа подрядчика от выполнения требований потребителя, последний вправе обратиться в суд за защитой своих прав.
  • что в случае несогласия с мнением заказчика, подрядчик вправе направить в адрес гражданина своих специалистов для осмотра и составления дефектной ведомости, либо пригласить эксперта для подтверждения или опровержения доводов гражданина, при этом расходы за работу эксперта обязан будет оплатить подрядчик.

В обязательном порядке указывается срок, до какой даты потребитель ожидает ответа от подрядчика, это 10 (десять) дней с даты получения претензии подрядчиком (ст. 31 Закона о защите прав потребителей). Сроки по Закону о защите прав потребителей считаются в календарных днях, т.е. выходные и праздничные дни также включаются в срок (ст. 190 ГК РФ).

В ст. 193 ГК РФ указано исключение: если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В случае отказа, отсутствия ответа в указанный срок потребитель вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением