Что делать в случае проведения подрядчиком некачественного ремонта квартиры
Если вы наняли бригаду для ремонта квартиры, и он сделан некачественно, можно потребовать, чтобы все недостатки были устранены. Как правильно предъявить претензию подрядчику, если он плохо выполнил свою работу, рассказал юрист платформы корпоративного благополучия "Понимаю" Ирик Мусабиров.
Содержание
- Нарушения качества работы обнаружены во время ремонта
- Нарушения качества работы обнаружены сразу после окончания ремонта
- Нарушения качества работы обнаружены в течение гарантийного срока или нескольких лет
Когда нарушения качества работ выявляются во время проведения ремонта
Гражданин обязан визуально определить нарушения качества и сказать об этом подрядчику.
Но если заказчик обнаружит недостатки или другие отступления от договора и сразу не сообщит об этом, то он утратит право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки (п. 2 ст. 748 ГК РФ).
Как правильно заявить о недостатках в работе:
- оформить письменно свои претензии и вручить подрядчику под его роспись и с проставлением даты получения;
- написать с использованием мессенджера подрядчику с указанием о выявленных недостатках, прикрепить фотографии и видеосъемку, при этом следует добиться ответа на данное сообщение, затем сделать скрин такой переписки и сохранить;
- написать на e-mail подрядчика с указанием о выявленных недостатках, прикрепить фотографии и видеосъемку. При этом следует добиться ответа на данное сообщение, затем сделать скрин такой переписки и сохранить.
В сообщении о недостатках необходимо указать:
- место квартиры, в котором имеется дефект работ;
- в чем дефект выражается;
- требование о незамедлительном прекращении дальнейших работ до устранения дефекта;
- устранить недостатки за свой счет и в указанный заказчиком разумный (для такого рода работ) срок;
- что в случае продолжения работ, такие работы не будут оплачиваться, а стоимость строительных материалов, если таковые были предоставлены заказчиком, будет взыскана с подрядчика;
- что в случае несогласия с мнением заказчика, последний вправе пригласить эксперта для подтверждения или опровержения доводов гражданина, при этом расходы за работу эксперта в последующем обязан будет оплатить подрядчик.
Таким образом, на заказчика возложена обязанность доказать наличие недостатков выполненных работ, а на подрядчика - обязанность доказать, что недостатки возникли по обстоятельствам, освобождающим его от ответственности.
В случае, если подрядчик не согласен с доводами заказчика и продолжает работу:
- гражданин выбирает экспертную организацию (по рекомендации, либо путем самостоятельного поиска в интернете);
- гражданин заключает договор с выбранной организацией на предмет определения дефектов в работе подрядчика, причин возникновения, стоимости устранения;
- гражданин предупреждает подрядчика о необходимости присутствия подрядчика в квартире на дату экспертизы и время;
- в назначенную дату эксперт в присутствии представителя подрядчика, либо без него (если не прибыл) проводит осмотр, фотографирование, оформляет акт осмотра и подписывает его у вас, у приглашенного подрядчика и сам ставит свою подпись;
- через 3-5 дней эксперт высылает гражданину заключение.
Заказчик, получив заключение направляет подрядчику копию такого заключения и соответственно обоснованно требует исправить за свой счет дефекты и продолжить сотрудничество, либо отказаться от договора, выплатив подрядчику за фактически выполненные работы, за вычетом стоимости исправления недостатков и стоимости экспертизы.
В случае продолжения сотрудничества, следует:
- предъявить отдельным счетом (требованием) уплату подрядчиком расходов на эксперта;
- оформить дополнительное соглашение, в котором отразить что дефекты устраняет подрядчик за свой счет, в согласованный срок, а также возможно придется "сдвинуть" сроки графика выполнения работ.
Если подрядчик не устранит недостатки в назначенный срок, то заказчик может отказаться от договора либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (п. 3 ст. 715 ГК РФ), первоначально направив подрядчику требование об оплате, а затем (в случае отказа) обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Когда нарушения выявляется после окончания всех работ
В случае, когда нарушения качества строительных работ обнаруживаются потребителем в момент принятия работ по итоговому (финишному) акту, потребитель вправе отказаться от подписания акта и прописать в представленном подрядчиком акте свое несогласие с качеством работ.
Потребителю следует в данном случае уточнить у подрядчика, в какой срок он сможет переделать результат своих работ. И, руководствуясь полученной от подрядчика устной информации, прописать непосредственно в акте, например:
"Имеются замечания к качеству работ: …….., прошу устранить в течение десяти дней (или "устранить до ДД.ММ.ГГ", либо указать, что имеются замечания, перечень которых будет представлен подрядчику в срок ДД.ММ.ГГ)". В случае, если подрядчик не может сказать, какой ему срок нужен для устранения дефектов, то вы можете смело ставить срок на свое усмотрение.
Если подрядчик выразил свое несогласие с вашим мнением о том, что качество работ плохое, то:
- гражданин выбирает экспертную организацию (по рекомендации, либо путем самостоятельного поиска в интернете);
- гражданин заключает договор с выбранной организацией на предмет определения дефектов в работе подрядчика, причин возникновения, стоимости устранения;
- гражданин предупреждает подрядчика о необходимости присутствия подрядчика в квартире на дату экспертизы и время (предупреждение осуществляется такими же способами, как я ранее указал).
- в назначенную дату эксперт в присутствии представителя подрядчика, либо без него (если не прибыл) проводит осмотр, фотографирование, оформляет акт осмотра и подписывает его у вас, у приглашенного подрядчика и сам ставит свою подпись;
- через 3-5 дней эксперт высылает гражданину заключение.
Заказчик, получив заключение направляет подрядчику копию такого заключения и соответственно обоснованно требует исправить за свой счет дефекты и продолжить сотрудничество, либо отказаться от договора, выплатив подрядчику за фактически выполненные работы, за вычетом стоимости исправления недостатков и стоимости экспертизы. Срок для ответа на такое требование - 10 (десять) календарных дней с даты получения подрядчиком претензии (требования).
В случае продолжения сотрудничества, следует:
- предъявить отдельным счетом (требованием) уплату подрядчиком расходов на эксперта;
- оформить дополнительное соглашение, в котором отразить, что дефекты устраняются подрядчиком за свой счет, в согласованный срок, а также возможно придется "сдвинуть" сроки графика выполнения работ.
Если подрядчик не ответит согласием в десятидневный срок, то заказчик (ст.28 Закона о защите прав потребителей, п.3 ст. 715 ГК РФ) вправе:
- назначить исполнителю новый срок;
- поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
- потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
- отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
После этого потребитель направляет требование:
- о возмещении стоимости ремонтных работ, направленных на устранение дефектов (примечание - цена "взята" из экспертизы), или;
- о возмещении понесенных потребителем расходов, связанных с устранением дефектов;
Срок удовлетворение таких требований - 10 дней с даты получения подрядчиком претензии.
В случае отсутствия ответа в указанный срок потребитель вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Когда нарушения выявляются после принятия работы в течение гарантийного срока
Согласно п. 3 ст. 29 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), претензию предъявляют в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков недвижимого имущества.
Часто возникают ситуации, когда нарушения качества строительных работ обнаруживаются потребителем уже после приемки работ, когда он уже начнет пользоваться результатом работ.
Например, ремонт делали летом, а зимой выяснилось, что углы стен промерзают, окна затянуло льдом (нарушение монтажа), выбивает электрику, если подключать обогреватель и так далее.
Потребителю следует в данном случае заявить о недостатках подрядчику путем направления претензии (требования) следующими способами:
- оформить письменно и вручить подрядчику под его роспись и с проставлением даты получения;
- написать с использованием мессенджера подрядчику с указанием о выявленных недостатках, прикрепить фотографии и видеосъемку, при этом следует добиться ответа на данное сообщение, затем сделать скрин такой переписки и сохранить;
- написать на e-mail подрядчика с указанием о выявленных недостатках, прикрепить фотографии и видеосъемку, при этом следует добиться ответа на данное сообщение, затем сделать скрин такой переписки и сохранить.
В сообщении о недостатках необходимо указать:
- место квартиры, в котором имеется дефект работ;
- в чем дефект выражается;
- требование (ст.29 Закона о защите прав потребителей) о безвозмездном устранении недостатков выполненной работы; об уменьшении цены выполненной работы; о возмещении понесенных заказчиком расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами (иными подрядчиками).
- что в случае отказа подрядчика от выполнения требований потребителя, последний вправе обратиться в суд за защитой своих прав.
- что в случае несогласия с мнением заказчика, подрядчик вправе направить в адрес гражданина своих специалистов для осмотра и составления дефектной ведомости, либо пригласить эксперта для подтверждения или опровержения доводов гражданина, при этом расходы за работу эксперта обязан будет оплатить подрядчик.
В обязательном порядке указывается срок, до какой даты потребитель ожидает ответа от подрядчика, это 10 (десять) дней с даты получения претензии подрядчиком (ст. 31 Закона о защите прав потребителей). Сроки по Закону о защите прав потребителей считаются в календарных днях, т.е. выходные и праздничные дни также включаются в срок (ст. 190 ГК РФ).
В ст. 193 ГК РФ указано исключение: если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В случае отказа, отсутствия ответа в указанный срок потребитель вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением