По мнению судей, если физические травмы дифференцируются в зависимости от длительности расстройства здоровья и степени утраты общей трудоспособности, этот же критерий может применяться и к их психологическим последствиям.
С жалобой на то, что суды произвольно применяют положения статьи 111 УК РФ "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью", в высшую юридическую инстанцию страны обратился пенсионер из Якутска. Более десяти лет назад он поспорил с соседом, который пьяным сел за руль. Ссора переросла в драку. Медики зафиксировали у пострадавшего травмы и наступление тревожного расстройства - он опасался новых вспышек агрессии у соседа. Возбуждения уголовного дела по факту причинения вреда здоровью пенсионер добивался более четырех лет: в органах МВД ему отказали 26 раз, и каждый раз решение сотрудников полиции отменяли прокурор или суд. Но когда в 2017 году дело было все-таки возбуждено, то квалифицировали его по статье 112 УК - причинение вреда средней степени. А в 2021 году уголовное дело обидчика прекратили за истечением срока давности. Кстати, что если бы оно было квалифицировано по статье 111 УК РФ, то срок давности к тому моменту еще не истек бы.
- "Психическое расстройство" является квалифицирующим признаком тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ), - указал пострадавший в жалобе, - но для критерия "психическое расстройство" не приведено ни одного медицинского критерия, то есть не дано ни одной его медхарактеристики.
По статье 21 Конституции, "никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению". Психическое здоровье - особая составляющая здоровья человека. Вместе с тем уголовная ответственность за насильственные посягательства на личность, в том числе на физическое и психическое здоровье, должна быть соразмерна характеру и степени общественной опасности.
Суды не могут не учитывать, что УК прямо относит психическое расстройство к признакам тяжкого вреда здоровью. При этом медицинские критерии определения степени тяжести вреда лишь указывают, что возникновение психического расстройства должно находиться в причинно-следственной связи с причиненным здоровью вредом, но не конкретизируют ни характер, ни длительность расстройства, ни объем его фактического влияния на образ жизни пострадавшего. Но, по мнению судей, формально приравнивать, к примеру, краткосрочное расстройство психики к потере зрения, слуха и другим тяжким увечьям, указанным в статье 111 УК, было бы неправильно.
- Для физических повреждений определяющими становятся критерии длительности расстройства здоровья или степени утраты общей трудоспособности, - указал КС. - В контексте принципов равенства и справедливости отсутствуют разумные конституционные основания не применять такого рода критерии и в случае причинения повреждений, которые повлекли психические расстройства.
Таким образом, положения статей 111 и 112 УК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ, однако дело пострадавшего от побоев пенсионера должно быть пересмотрено.