Предприниматель Алексей Кулаков со своего виноградника в Дубенском районе собирает до трех тонн сладкой ягоды с гектара. Параллельно с виноградарством развивается и сельский туризм. Люди едут посмотреть на его виноградник: кто из любопытства, кто за саженцами и опытом, а кто-то - просто сделать селфи и подышать воздухом. Причем не только летом - зимой виноградник превращается в своего рода лыжную трассу. После прогулки можно согреться кружкой глинтвейна местного происхождения.
- Виноградарство в средней полосе возможно, - уверен Кулаков. - И виноделие возможно. На праздники собирались тульские виноградари на дегустацию вина из северного винограда, выращенного в средней полосе неукрывным способом. Такие букеты вина, что приглашенные специалисты поверить не могли, что это не из южного винограда. Но главное не в этом - нам важно доказать, что виноград возможно выращивать в нашей полосе как сельскохозяйственную культуру. Одно дело - участок около дома с виноградной лозой, небольшие посадки. Другое - гектарная посадка. Это две разные по уровню сложности задачи. Наш опыт показывает, что виноград как сельхозкультура в Центральной России растет, плодоносит и дает отличный результат с точки зрения поспеваемости.
Алексей Кулаков - горный инженер. После закрытия шахт Подмосковного угольного бассейна занялся бизнесом, его предприятие выпускает металлоконструкции. А виноград - это мечта, это семейная ферма для души. Но речь изначально велась именно о выращивании винограда в промышленном масштабе. Приобрел участок в 30 гектаров, засадил нетрадиционной для средней полосы культурой более гектара. Здесь у Кулакова 20 с лишним сортов северного винограда, не требующего укрытия на зиму. По его словам, такого количества сортов в принципе не надо - пока экспериментирует и отбирает наиболее удачные.
Сегодня в Тульской области он далеко не единственный виноградарь. На новогодней дегустации собрались порядка 20 энтузиастов этого дела. Для продвижения своих идей они решили объединиться в общественную некоммерческую организацию - Союз виноградарей Тульской области. Ведь по одному их не слышат. Так, в региональных документах о поддержке малого предпринимательства на селе даже прописано: "...кроме выращивания винограда". Выходит, если ты выращиваешь малину или клубнику, можешь подавать заявление на субсидии, пытаться выиграть грант. Но если увлечен виноградом и это получается (урожай-то - до трех тонн с гектара), то ни на какую поддержку, причитающуюся фермерам, рассчитывать не можешь.
- Все упирается в законодательство. Минсельхоз руководствуется простыми принципами: Тульская область находится в зоне рискованного земледелия, и есть рекомендации вышестоящих органов, что здесь выращивать. Винограда никогда здесь не было - ни с точки зрения истории, ни с точки зрения культуры. Нет системного опыта выращивания северного винограда и в академической среде. Поддержка виноградарства есть на территориях, признанных историческими для этой культуры, - Алексей Кулаков с пониманием относится к позиции чиновников от сельского хозяйства.
Но ведь еще в прошлом веке в Тульской области не было ни полей подсолнечника и кукурузы на зерно, ни рапса. Всего четверть века назад только ленивый не потешался над тогдашним тульским губернатором Василием Стародубцевым, начавшим выращивать в регионе кукурузу на зерно. Сегодня эти культуры прочно заняли место на полях средней полосы. Это развитие - появляются новые сорта, новые технологии, и казавшееся невозможным становится обычным. К слову, много виноградари и не просят - лишь поддержки на общих основаниях для экспериментальных участков. К тому же инициаторы уже доказали на собственном опыте, что эти эксперименты дают положительные результаты.
- Потенциал есть. Опыт нарабатывается - это самое ценное. Мы собираемся, обмениваемся знаниями, сортами. Ведь в реестре народных достижений старые сорта. А только за последние десятилетия появилось много новых жизнеспособных сортов. Наше объединение поможет и сохранить уже имеющиеся достижения отечественной селекции северного винограда. К сожалению, любителям не под силу зарегистрировать свои сорта, - рассуждает Алексей Кулаков.
Вообще же северным виноградом в России занимались еще со времен Советского Союза. В 1948 году было принято постановление Совета министров СССР "О мероприятиях по развитию культуры винограда в Московской области", двумя годами раньше были постановления о выращивании его в Центральной России и Поволжье. Ряд блестящих ученых занимались выведением зимостойких сортов винограда. Многие колхозы его выращивали в Подмосковье. Однако к концу ХХ века эта тема оказалась в основном на любительском уровне. Как рассказал тульский селекционер-любитель Юрий Зотов, ученых, занимавшихся выведением северного винограда, уже нет в живых. Их коллекции во многом потеряны.
- Сорта Гальвера сегодня можно найти разве что у любителей. Селекционный участок Потапенко в Волгограде выкупили немцы - саженцы вывезли, остальное выкорчевали. У них будут эти сорта, у нас - нет, - рассказал Зотов. - Надо сконцентрировать, собрать, что осталось. Кроме того, задача - собрать любительскую селекцию, и свою, и чужую.
После распада СССР в поисках российских сортов северного винограда в нашу страну приезжали перекупщики из Прибалтики и Польши. Они объездили всю страну до Дальнего Востока, собирая удачные сорта любительской селекции. А такие любители есть и в Твери, и в Смоленске. В сущности, сегодня с виноградом происходит то же, что и с жимолостью. Она стала примой, когда ученые из Бостона открыли, что ее ягоды, содержащие антиоксиданты, помогают бороться со старением и даже с онкологическими заболеваниями. Причем вся Европа сажает российскую жимолость, поскольку никто в мире ею раньше не занимался, а в Советском Союзе велась селекция, были отличные сорта. В 1990-е годы этот генофонд был откровенно разворован предприимчивыми людьми с Запада. И в ХХI веке мы уже покупали наши же, российские, сорта в Польше.
Вот и из винограда зотовской селекции сегодня делают детское питание в Дании. Об этом ему рассказал один из таких перекупщиков. Ведь северный виноград устойчив не только к морозам, но и ко многим заболеваниям, а потому требует меньше обработок химикатами. Отсюда - он очень хорош для детей. Кроме того, северный виноград, как и жимолость, относится к антиоксидантной группе. Прошлым летом студенты химико-биологического факультета Тульского государственного педагогического университета были у Юрия Зотова на преддипломной практике. Когда они делали биохимический анализ ягод, то оказалось, что зотовский виноград по биологически активным веществам в десятки раз превышает южные сорта. Так, витамина С в покупном оказалось не более трех миллиграммов на 100 граммов, а у выращенного под Тулой - до 33 миллиграммов. И эти качества северного винограда в Отечестве все еще не оценены по достоинству.