Напомним, "Большая научная экспедиция" стартовала в 2022 году и охватывала Красноярский край, Мурманскую область и Забайкальский край - всего более 71 тысячи квадратных километров территории. Всего в проекте были задействованы более 70 специалистов из семи институтов СО РАН, а также СФУ, Иркутского и Алтайского госуниверситетов, заповедников Таймыра и Кольского полуострова. На основе результатов экспедиции участники проекта намерены разработать правила поведения хозяйствующих субъектов в АЗРФ, и данный документ должен лечь в основу стратегии развития российских компаний, работающих на этих территориях.
В частности, уже разработан важный инструмент оценки состояния природы в высоких широтах - интегральный показатель состояния экосистем (ИПСЭ). В результате этой работы удалось получить простые и показательные индексы, отметил научный руководитель проекта Виктор Глупов. По его словам, в будущем их смогут использовать не только российские, но и зарубежные экологи.
Наглядным примером того, что экологическую нормативную базу для Арктики необходимо серьезно дорабатывать, является Кольский залив. Еще в 2014 году Росгидромет в своем обзоре констатировал, что район города Мурманска, который расположен на берегу залива, остается одним из наиболее загрязненных участков на всем шельфе РФ. С тех пор состояние акватории залива несколько улучшилось, но принципиальных изменений в лучшую сторону ожидать не приходится. Стоки большинства городов и предприятий, расположенных на его берегу, по-прежнему сбрасываются в залив без очистки. Сейчас канализационные отходы в районе Мурманска поступают в залив по девяти трубам, при этом очистные сооружения действуют только на севере города.
При этом, как ни парадоксально это звучит, Кольский залив является объектом высшей рыбохозяйственной категории - по нему проходят пути миграции основного количества атлантического лосося. По данным на 2021 год, проект очистных сооружений для Мурманска оценивался в 20 миллиардов рублей - существенно больше, чем весь годовой бюджет областного центра.
Однако мало просто выделить деньги на строительство очистных сооружений. Необходимо иметь четкое представление, какой степени чистоты должны достигнуть очищаемые стоки - от этого зависят и стоимость проекта, и технологии, которые предстоит использовать. Но этого представления сегодня нет, и существующие документы не позволяют его получить.
Сегодня не разработан норматив допустимого воздействия на водные объекты, который должен указывать, сколько загрязняющего вещества можно сбросить в водный объект, чтобы концентрация этого вещества не превысила предельно допустимого уровня, возможного для объектов данной рыбохозяйственной категории, подчеркивает Игорь Котяш, начальник экологической службы Мурманского морского рыбного порта. Этот норматив нужен, чтобы определить, что в залив можно сбросить такую-то массу загрязняющих веществ. Затем на предприятиях, сбрасывающих стоки, разрабатывается норматив допустимого сброса и устанавливается контрольный створ - часть акватории, где рассеиваются сбрасываемые стоки. Для моря в данном случае это определенный радиус. И если в выбранной точке контрольного створа не определяется превышение ПДК загрязняющих веществ, значит, данное предприятие не воздействует на водный объект. Но если норматива допустимого воздействия нет, то отталкиваться не от чего.
Не существует также и норматива по содержанию загрязняющих веществ в донных отложениях, хотя еще в 2007-2008 годах концентрации тяжелых металлов и нефтесодержащих продуктов были огромными.
Кроме того, на сегодняшний день нет четкого представления даже о том, сколько стоков сбрасывается в Кольский залив, говорит эксперт. В 90-е годы никто не заморачивался выяснением вопросов, кому принадлежат трубы, из которых сбрасываются стоки, и инвентаризация до сих пор не проведена. А значит, нет ясного ответа на вопрос, кто и каким образом будет платить за очистку стоков.
- Сложно понять, как без нормативов допустимого воздействия рассчитывалась стоимость строительства очистных сооружений в Мурманске, - подчеркивает Михаил Гладышев, заведующий лабораторией экспериментальной гидроэкологии Института биофизики СО РАН. - Вероятнее всего, предполагалось очищать стоки до уровня ПДК. Но это практически нереально, особенно в отношении рыбохозяйственных водоемов высшей категории, для которых установлены самые жесткие нормы. Технически это колоссальная проблема, понадобится множество ступеней очистки. А если говорить о канализационных сбросах города, то будут нужны крупные сооружения - ванны циркуляции и аэрации, отстойники, канализационные насосные станции и много чего еще. Где строить все эти сооружения, если город спускается с сопок практически до уровня воды, а на берегу залива расположены различные объекты? Выводить очистные сооружения за пределы Мурманска? Но ведь невозможно гнать все стоки на один объект, поскольку город тянется вдоль залива на 23 километра, да еще плюс жилрайон Росляково. А сколько все это будет стоить, даже представить невозможно.
Выходом могут стать локальные очистные сооружения для различных предприятий. Это особенно актуально сейчас, поскольку Водный кодекс РФ указывает: любое предприятие, работающее в водоохранной зоне, обязано иметь очистные сооружения. Начать необходимо с разработки федеральных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, чтобы создать "точку отсчета" и сделать выполнение норм технически осуществимым без многомиллиардных затрат для каждого "владельца" стоков. Параллельно следует провести детальный учет всех организаций, сбрасывающих стоки в залив, "бесхозных" канализационных труб не должно быть по определению.