Этого удалось добиться благодаря тому, что до конца года по Севморпути ежедневно перевозилось около 100 тысяч тонн грузов. Еще один рекорд был поставлен по транзитному грузопотоку, который составил 2,127 миллиона тонн. Эти грузы - главным образом нефть - были перенаправлены с Суэцкого канала на Северный морской путь, сообщил спецпредставитель госкорпорации "Росатом" по вопросам развития Арктики Владимир Панов.
Эти успехи показывают перспективность создания единого логистического пространства страны, которое простирается от Мурманска до Владивостока и объединяет моря от западной морской границы России до рубежей Азиатско-Тихоокеанского региона. По предположениям вице-премьера Александра Новака, по этому транспортному коридору нефти будет перевозиться все больше, поскольку он весьма выгоден и примерно вдвое короче обычных южных маршрутов, используемых морскими транспортными компаниями. Кроме того, на мировом рынке становится все больше желающих закупать нефтепродукты, произведенные в России, - в первую очередь это государства Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки.
Большой интерес к перевозкам по СМП проявляет Китай. Транспортная компания NewNew Shipping Line приобрела несколько судов низкого ледового класса, которые в 2023 году за восемь рейсов перевезли около 100 тысяч тонн грузов в порты Китая, Санкт-Петербург, Мурманск и Архангельск, сообщили в пресс-службе Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики. В 2024 году только между Архангельском и Шанхаем предполагается совершить около 40 грузовых рейсов. Речь идет о товарах широкого потребления, автомобилях и запчастях к ним.
Во многом это стало возможным потому, что процесс ледокольной проводки постоянно совершенствуется. Еще несколько лет назад атомоход прокладывал в ледяных полях канал, по которому шло всего одно судно - как правило, низкого ледового класса, для которого требуются максимально безопасные условия. Однако сейчас многие крупные промышленные компании, работающие в Арктике, перестали ограничиваться подобной схемой и начали приобретать транспортные суда с высоким арктическим классом, которым нет необходимости постоянно следовать за ледоколом. Он помогает им проламывать льды лишь на самых тяжелых участках акватории, где возникает риск повредить корпус. Это позволяет говорить о новой модели судоходства в Арктике.
Самым сложным районом для плавания остается участок между проливом Вилькицкого и Беринговым проливом. Зимой постоянное транспортное сообщение через него невозможно даже при ледокольной поддержке, хотя несколько экспериментальных рейсов все же оказались успешными. Возможно, в 2024 году эту проблему все же удастся решить. Для этого необходимо выяснить, может ли балкер или танкер преодолеть данный участок без ледокольной проводки. Такие рейсы уже были - напомним, в октябре 2023 года в Китай из Архангельска вышло первое судно с пиломатериалами и успешно преодолело весь путь за 22 дня без ледокольной проводки. Это высоко оценили российские грузоотправители и руководство китайской судоходной компании. Однако постоянно действующую модель круглогодичной навигации для сложных участков СМП еще предстоит разработать.
Уже сейчас практически нет сомнений, что в 2024 году рекорд грузопотока по СМП будет обновлен. Как сообщил на пресс-конференции глава Федерального агентства по недропользованию Евгений Петров, нефтегазодобывающие предприятия подтверждают свои планы по геологоразведке и добыче. В частности, к 2030 году предполагается перевезти по северному морскому маршруту 57 миллионов тонн одних только углеводородов - около 20 миллионов тонн нефти, четыре миллиона тонн газового конденсата и 32 миллиона тонн сжиженного природного газа.
Кроме того, ожидается значительный рост перевозок по северному морскому маршруту меди и угля. По словам Евгения Петрова, развитие российской угледобычи сегодня переживает всплеск, однако возникают закономерные сложности с логистикой, поэтому большая часть предприятий - особенно это касается Арктики - рассчитывают на Севморпуть как на основной логистический коридор.
Еще один важный аспект успешной работы Севморпути - качество связи. Эксперимент, который провели Росрыболовство и компания "Газпром космические системы" в 2021 году возле Шпицбергена, подтвердил: с помощью геостационарных спутников связи вполне возможны стабильная передача данных, широкополосной доступ в интернет и видеомониторинг на судах вплоть до 79-го градуса северной широты, тогда как трасса СМП проходит южнее.
Но необходимо решить вопрос с геоинформационными сервисами, в том числе данными дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), которые необходимы для контроля ледовой обстановки и точных метеопрогнозов. Оперативное слежение за льдами позволяет повысить эффективность и безопасность перевозок по СМП в полтора-два раза. Но сегодня Россия располагает всего несколькими спутниками ДЗЗ, тогда как у США их насчитывается 250, а у Китая - 240. Сложнее всего ситуация с данными сверхвысокого разрешения, стереосъемкой и радиолокационными данными, без которых невозможно контролировать передвижения ледовых полей. По словам главы Роскосмоса Дмитрия Борисова, чтобы решить эту проблему, в России внедряется конвейерное производство космических аппаратов, в котором участвуют не только государственные, но и частные предприятия. Все это позволит увеличить российскую орбитальную группировку к 2036 году в 15 раз. Если этого удастся добиться, то Россия сможет обеспечить себя космическими данными не менее чем на 70 процентов.