В столице, например, к решению проблемы подошли комплексно - как и к другим аспектам благоустройства мегаполиса. Обширные экспертные интервью, опросы москвичей разных возрастных групп, организованные департаментом СМИ и рекламы города Москвы, убеждают, что прессу и книги следует сохранить как "якорный" товар, однако функционал киосков печати и сопутствующий ассортимент нужно разнообразить, расширить с учетом меняющихся аудиторных предпочтений. Во многих городах давно уже начали отказываться от старой концепции "ларька с окошечком", переходят к более удобным павильонным форматам - с открытым доступом к прилавкам, с расширенным ассортиментом и целым набором дополнительных услуг. Вот и московские исследования показали: есть спрос на дополнительные услуги, например, аренду зарядных устройств, продажу и пополнение транспортных карт, выдачу онлайн-заказов, печать фотографий, копирование документов, упаковку подарков, оформление подписки и т. д. Не помешает и возможность оплаты коммунальных услуг, помощь в подписке на цифровой контент, рассказал Евгений Абов, вице-президент Союза предприятий печатной индустрии.
- Администрации многих регионов относят распространение печати к числу важных социальных задач. Однако существующие форматы торговли прессой явно изжили себя, а их модернизация возможна только при наличии воли местных властей. Например, исследование и опросы, проведенные в Москве, показывают, что киоски печати в обновленном, преобразованном виде вполне можно было бы "встроить" в разные муниципальные программы и проекты, например, в сфере развития туризма, здорового образа жизни, социальной рекламы, продвижения продукции местных предпринимателей и другие. В таких киосках был бы уместен обмен книгами - скидка на новую взамен старой, - поясняет Абов.
Население все активнее потребляет СМИ в онлайн-форматах, доля "бумаги" сократилась. В Союзе предприятий печатной индустрии готовят предложения департаменту СМИ и рекламы Москвы по интеграции киосков прессы в логистические цепочки электронной торговли, в том числе цифровым медиа-контентом. Книгоиздатели и вещательные СМИ уже давно предлагают такой контент за деньги. Аналогичными каналами доходности со временем начнут пользоваться и издатели периодики, уверен Евгений Абов.
Хотя проблем в ходе модернизации киосков прессы возникнет много, в том числе с персоналом: не секрет, что большинство киоскеров - пенсионеры, которых устраивает скромная оплата труда. Молодежь вряд ли согласится работать "на все руки мастером" за небольшие деньги.
Тем не менее подобные открытые мультифункциональные павильоны в России уже есть. Они появились, например, в Воронеже благодаря поддержке местных властей (в том числе финансовой) и личной инициативе конкретного чиновника-энтузиаста. Причем выросло не только качество, но и количество таких объектов. Растет оно и в Казани.
- Этим городам повезло с менталитетом покупателей, а главное - с поддержкой местных властей. В Воронеже, например, нашли финансовую возможность переоборудовать павильоны плюс отменили плату за аренду. В Екатеринбурге другая ситуация. Мы тоже пробовали уйти от киосков с одним окном к павильонам с открытым доступом, но дело не пошло, покупатели не оценили. Что до поддержки властей, то в Екатеринбурге, увы, большие проблемы с выделением компенсационных мест под нестационарные торговые объекты (НТО). И сокращение киосков прессы - это печальный тренд, - констатирует директор уральской сети по распространению печатной продукции Сергей Ченцов.
- Всю жизнь читала много и на пенсии продолжаю. Правда, покупать газету каждый день дорого, перешла на "толстушки" - еженедельные выпуски. Иногда беру кроссворды, журналы, плюс ручки, булавки, мыло - здесь дешевле, чем в больших магазинах, да и тяжело мне за каждой мелочью туда ходить, а здесь все под рукой, - делится немолодая екатеринбурженка у окошечка газетного киоска.
Конечно, все больше людей, не только молодых, читают новости в электронном формате, однако потребность в печатном слове все еще велика, и владельцы НТО просят власти не ускорять процесс, вытесняя газетные киоски с удобных мест с высоким трафиком. Да, чиновники делают все по закону, ссылаются на пункты правил благоустройства, другие нормативные акты. Но в итоге НТО становится меньше. Так, недавно Сергей Ченцов получил уведомление, что его объект на улице Грибоедова попадает в пресловутый "треугольник безопасности". Однако перенести его некуда.
- Предлагаемые городом места, как правило, вне оживленных потоков, трафик покупателей там минимальный. Так что мой прогноз пессимистичный: киоски прессы ждет постепенная деградация, - вздыхает директор сети. - Что касается новых технологий, наверное, мы догоним в этом Москву, но в глубинке другая модель потребления, и пока она работает: люди охотно покупают бумажные издания. Если, например, киоскер заболел, покупатели сразу же начинают нам писать. Весь поселок Верх-Нейвинский поднялся, когда мы закрыли убыточный киоск. Но, к сожалению, сохранить его мы так и не смогли из-за непомерно дорогой доставки.
Число киосков этой сети сократилось со 130 в 2019 году до 102 в 2023-м. Причем семь точек - самых прибыльных - были ликвидированы по предписанию мэрии, 21 объект предпринимателю пришлось закрыть по причине низкого товарооборота. Если четыре года назад в компании работало 600 человек (спасибо федеральной поддержке в пандемию), то сейчас всего 300, включая киоскеров.
Впрочем, коллеги Ченцова все же не теряют надежду, и связана она именно с новым форматом работы.
- В Челябинской области тоже ставят многофункциональные павильоны, где предлагают не только прессу и сувенирку, но и копировальные услуги или кофе с собой. Наши покупатели тоже просят о допуслугах, да и ситуация подталкивает. Один наш киоск в Академическом районе Екатеринбурга должны перенести по предписанию ГАИ, однако никак не можем согласовать его новое место: предлагают, например, у самого леса... Какие же там покупатели? Поэтому просим оставить его в удобном месте и обещаем заменить павильоном с открытым доступом и новыми функциями - копированием документов, кофемашиной. Увы, реакции пока нет, - сокрушается Ольга Щербакова, владелица пяти киосков печати в Екатеринбурге.
Но главное, что, по ее мнению, мешает газетному бизнесу, - короткий срок аренды земли под НТО в Екатеринбурге. Постановление правительства РФ предусматривало продление аренды без торгов до семи лет, но конкретный срок отдан на усмотрение регионов. В Свердловской области он составляет всего два года. Этого достаточно, чтобы просто "дорабатывать", но не позволяет смотреть вперед, сетуют владельцы НТО: смысла вкладываться в новый павильон на такой срок бизнес не видит. "Уверенности в будущем нет, вложенные деньги могут просто не окупиться", - подытожила Щербакова.
На запрос "РГ" о ситуации с газетными киосками в Екатеринбурге пресс-служба администрации подтвердила: их количество за последние три года сократилось со 198 до 154 и регулируется схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования (всего на конец 2023 года в эту схему включено 2025 мест). "За последнее время отрасль печатной продукции претерпела значительные изменения. Это обусловлено развитием цифровых технологий. Предприятия печатной индустрии, издательский бизнес адаптируются и переходят в цифровые форматы, исключая тем самым из цепочки продаж розницу, которая продает печатную продукцию", - говорится в официальном ответе.
Что касается вопроса о придании НТО по продаже печатной продукции особого статуса социально значимых объектов, то в соответствии с решением Екатеринбургской гордумы от 17 марта 2020 года установлен коэффициент, учитывающий специализацию НТО. Для киосков прессы, лотерейных билетов он составляет 0,013, то есть значительно ниже, чем для других объектов, и "является стимулом для предпринимателей при выборе вида торговой деятельности".