Многие граждане не могут воспользоваться общественным транспортом, чтобы добраться до места жительства, так как работают поздно вечером или в ночное время, говорится в пояснительной записке к законопроекту. В первую очередь речь идет о сторожах, охранниках, диспетчерах, продавцах и других работниках. В основном допоздна работают сотрудники, занятые в сфере торговли и услуг.
В документе отмечается, что для некоторых категорий работников услуги такси являются не роскошью, а производственной необходимостью. В то же время, по данным Росстата, с января по сентябрь 2023 года стоимость поездки в такси выросла на 16%, побив исторический рекорд за последнее десятилетие. В отдельных регионах России цены увеличились на 44%. "Потенциальный доход сотрудников ночных смен уменьшается, учитывая высокий рост цен на услуги такси", - говорит один из авторов законопроекта, депутат Евгений Марков.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 22 Трудового кодекса РФ, согласно которому к обязанностям работодателя добавится обеспечение проезда работника в ночное время до места работы и обратно, обусловленного производственной необходимостью и отсутствием возможности у работника воспользоваться общественным транспортом.
Ответственные работодатели и сейчас организуют корпоративный трансфер для своих сотрудников, уточнил Марков. Но по нормам действующего законодательства это является их правом, а не обязанностью. В то же время ответственных работодателей становится все больше. Они стали в 5,5 раз чаще оплачивать сотрудникам питание и проезд, об этом сообщили в сервисе "Авито Работа".
Оплата проезда становится активным инструментом нематериальной мотивации сотрудников и привлечения персонала на дефицитном рынке труда. Сегодня компаниям выгоднее предоставлять сотрудникам услуги, чем постоянно увеличивать заработную плату, считает доцент кафедры управления персоналом, к.э.н. ГУУ Анастасия Лобачева. Поэтому работодатели все чаще готовы брать оплату проезда на себя. И несмотря на то, что дополнительные услуги увеличивают расходы работодателей, они не включены в фонд оплаты труда и позволяют снизить налоговые отчисления, считает Максим Максимов, доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Г.В. Плеханова. В пояснительной записке к документу также говорится о необходимости отнести затраты на оплату или компенсацию проезда сотрудников к расходам, что позволит сократить размер налогов с работодателя.
Последний раз поправки, касающиеся оплаты проезда до работы, вводились в марте 2023 года. Тогда работодателей обязали оплачивать проезд до работы вахтовым работникам.