С 1 января заработал обновленный Федеральный закон о занятости населения

В Северной столице 6,7 процента всего занятого населения трудится в теневой зоне - это около 100 тысяч человек, сообщили на Петербургском налоговом форуме. Работодатель выдает им зарплату "в конверте", не выплачивая сполна налоги и страховые взносы. А в целом по России доля "серого" сектора составляет 22 процента. Причем в последнее время для имитации трудовых отношений все чаще используют статус самозанятых. Власти города и налоговики ищут новые способы вывода нарушителей из тени, а бизнес предлагает сначала подсчитать, посильны ли сегодня все выплаты за официально оформленных сотрудников.

- Мы понимаем, что сам работник не выбирает теневую заработную плату, - отметил начальник управления налогообложения доходов физлиц ФНС России Михаил Сергеев. - Это всегда выбор работодателя. Работник либо соглашается на такое предложение, либо ищет другое место. Но если речь идет о маленьком городе с одним предприятием, то других вариантов может просто не быть.

По словам Михаила Сергеева, недобросовестных налогоплательщиков можно разделить на три группы. В первую входят те, кто по документам работает "вбелую", но при этом подменяет трудовые отношения гражданско-правовыми - с ИП или самозанятыми. Вторая группа вообще не оформляет работников или трудоустраивает только их часть. А третья всех оформляет, но зарплату делит на официальную и "в конверте". Если заработок на предприятии ниже среднего по отрасли в регионе, для налоговиков это уже повод проявить к нему интерес.

- Любая хозяйственная деятельность оставляет документальные или цифровые следы, и мы их собираем. Предприятия сдают отчетность в различные структуры - например, ЧОПы отчитываются перед органами Росгвардии. А если производство работает в три смены и при этом "рисует" договоры с неполным рабочим днем, то мы же можем отследить, сколько сотрудников регулярно отмечается на проходной. Еще пример: руководство предприятия заявляет, что выплатило работникам не зарплату, а аванс, который они уже вернули. Но в учете это не отражено, - рассказывает представитель ФНС.

Видят налоговики и использование самозанятых "не по назначению". В последнее время их число в Петербурге, как и в целом по стране, растет не по дням, а по часам. Казалось бы, надо радоваться: все больше людей оказывают какие-то услуги в легальном поле. Но все чаще оформить самозанятость просят или требуют работодатели - чтобы не заключать трудовой договор. В итоге такому сотруднику не выплачивают больничные и отпускные, у него не идет страховой стаж.

- Организации, которые таким образом привлекают самозанятых, нарушают закон, - поясняет начальник отдела УФНС России по Санкт-Петербургу Марина Пономарева. - Самозанятые не могут быть в трудовых отношениях, у них нет режима рабочего времени, они работают на себя. Работодатели, которые так поступают, у нас в системе подсвечиваются. В результате в Петербурге уже 750 организаций доплатили налоги и страховые взносы более чем на 50 миллионов рублей.

С 1 января 2024 года в России заработал обновленный Федеральный закон о занятости населения. Он как раз призван усилить борьбу с нелегальной частью рынка труда. Документ определяет, что такое теневая занятость - это осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного законодательством порядка оформления трудовых отношений. Бороться с этим явлением будут специальные межведомственные комиссии. А в 2025 году Роструд начнет вести общедоступный реестр работодателей, которые попадались на том, что не оформляли сотрудников по всем правилам.

Эксперты считают, что также нужна единая база трудовых договоров, чтобы любой работник мог посмотреть свой документ в личном кабинете на "Госуслугах". Что касается комиссий, на которых работодателей "пугают прокурором", то даже сами представители власти считают их отжившим свой век инструментом. По мнению бизнеса, "пряник" в данном случае работает гораздо эффективнее, чем "кнут".

- Если мы хотим перемен, надо думать не только о репрессивных мерах, но и о каких-то преференциях для тех, кто платит все налоги и взносы, - считает генеральный директор петербургской сети предприятий общепита Виталий Свидовский. - Отмечу, что политика государства уже изменилась. Если раньше к предпринимателям приходили люди с автоматами и требовали заплатить налоги, то теперь проводятся профилактические беседы. Но хорошо бы еще как-то поощрять добросовестных налогоплательщиков, чтобы бизнес понимал: работать по закону - выгодно.

Предприниматель также обозначил проблему слишком высокого размера страховых взносов за официально оформленных работников: по его сети за год "набегает" 600 миллионов рублей. Но это крупный бизнес, а есть еще малые и средние предприятия, которых такие платежи могут и вовсе разорить. Не все работодатели идут на уловки, чтобы не заключать трудовые договоры, из жадности. Для кого-то это вопрос выживания. Поэтому в петербургской общественной организации "Содействие малому бизнесу" предлагают сначала выяснить, почему та или иная компания не оформляет сотрудников по всем правилам. Возможно, работа в этом направлении поможет устранить саму причину теневой занятости.

Мнение

Денис Смирнов, заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге:

- Наши полномочия сейчас ограничены мораторием на проведение проверок. Но мы занимаемся расследованием несчастным случаев на производстве и выявляем большой пласт работников, которые либо не оформлены, либо оформлены по договорам гражданско-правового характера, которые подменяют трудовые.

Как правило, больше всего таких нарушений выявляется на строительных и производственных площадках. Нам говорят, например, что пострадавший рабочий просто пришел в гости к брату. Тогда мы берем списки на проходной, поскольку кто угодно на такие объекты попасть не может. Обычно удается установить признаки трудовых отношений и через суд добиться всех положенных работнику выплат.