Обеспечение безопасности на скоростных трассах начинается в Центральном пункте управления платных дорог. Именно сюда стекается вся информация с интеллектуально-транспортных систем, установленных вдоль магистралей.
Так, автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД) работает на основе видеоаналитики и с помощью датчиков на дороге способна управлять потоками дорожного движения. Интеллектуальная система позволяет автоматически определять до 15 вариантов различных событий, таких как остановка транспортного средства в неположенном месте, выход животных на дорогу или дорожно-транспортные происшествия. Информация о них выводится на динамическое табло - такие хорошо видны водителям, позволяя своевременно среагировать.
В случае возникновения нестандартной ситуации активизируется интеллектуальная камера, оснащенная блоками выявления инцидентов. Она действует на расстояние до 350 метров и проводит детекцию в районе 250 метров. На текущий момент на ЦКАДе установлено больше 250 камер, которые в автоматическом режиме отслеживают события.
С помощью нейросети камера выявляет проблему и выводит данные на основной экран Пункта управления ЦКАД, информация также попадает операторам безопасности дорожного движения. Далее система предлагает запустить автоматический сценарий, после активации которого информация передается аварийным комиссарам. Они постоянно находятся на дежурстве, могут оперативно прибыть на место события и предпринять необходимые меры. Например, в случае поломки сотрудник старается максимально отгородить автомобиль, чтобы избежать столкновения с проезжающими транспортными средствами.
"Интеллектуальная транспортная система в своей зоне детекции автоматически распознает дорожно-транспортное происшествие и передает данные в операторский центр. О ДТП может сообщить и сам участник ДТП по единому номеру *2323. Сделать это также могут другие участники движения - либо позвонив в центральный диспетчерский центр, либо рассказав аварийным комиссарам, патрулирующим дороги. Мы используем все источники информации для того, чтобы максимально быстро отреагировать на различные события", - рассказал заместитель генерального директора по эксплуатации ООО "Единый оператор" (входит в концерн "Телематика") Дмитрий Панфилов.
Количество экипажей аварийных комиссаров на сети дорог Автодора по итогам 2023 года выросло до 128. Они работают на платных участках, протяженность которых в прошлом году увеличилась на 862 км и составила 2 876 км на начало 2024 года.
"При сложных, серьезных происшествиях или длительных заторах аварийные комиссары привлекаются в том числе и на бесплатную сеть. Они безвозмездно помогают пользователям, оказавшимся в трудной ситуации, горячими напитками, питанием, заправкой транспорта. С ростом платной сети расширяется и служба аварийных комиссаров - спрос на их услуги у пользователей очень высок. В частности, за 11 месяцев прошлого года аварийные комиссары выезжали на события более чем 100 тысяч раз", - рассказала начальник отдела содержания транспортных систем департамента безопасности дорожного движения "Автодор" Анна Одинцова.
Она добавила, что чаще всего - в 60 процентах случаев - аварийных комиссаров вызывают на место происшествия для оказания физической помощи при неисправном транспортном средстве. В лидерах также техническая поломка транспортного средства и остановка его вне законного места. В 3% случаев аварийные комиссары помогали водителям, в автомобилях которых закончилось топливо.
"В связи с этим рекомендуем водителям более ответственно подходить к подготовке к дальним путешествиям, обязательно соблюдать правила дорожного движения, а также руководствоваться информационными сообщениями, выводимыми на табло", - отметила Анна Одинцова.
Что касается обслуживания дорог в зимнем сезоне, существует два вида работ. Первый - подготовительный, он заключается в обработке проезжей части противогололедным материалом для того, чтобы не было наката.
"В качестве материала для обработки дорог мы используем обычную поваренную соль. Ее количество на квадратный метр определено нормативно с помощью физики - соли ровно столько, чтобы не допустить обледенения поверхности и избежать гололеда", - рассказывает заместитель генерального директора подрядной организации по содержанию дорог АО "МТТС" Андрей Хоштария.
Второй большой объем работ по содержанию скоростных дорог в зимнем сезоне относится к очистке трасс после снегопада, либо во время, если интенсивность выпадения снега высокая и продолжительная. Основной вид работ, выполняемый сейчас организацией по содержанию дорог является как раз очистка от снежных масс, добавил Андрей Хоштария.
Конечно, обслуживание скоростных трасс в зимний период очень важно для безопасности на дорогах, однако многое зависит и от самих водителей. Начальник отдела безопасности дорожного движения и энергообеспечения "Автодор" Виктор Левандовский дал несколько рекомендаций водителям для того, чтобы избежать неприятных ситуаций.
"Отправляясь в какое-либо путешествие, на далекое или среднее расстояние, в первую очередь необходимо убедиться в исправности транспортного средства. Второе важное правило - выезжая на скоростную автомобильную дорогу транспортное средство необходимо вести с той скоростью, которая соответствует условиям дорожного движения, но не нарушая при этом ПДД, - рассказал журналистам Виктор Левандовский. - На проезжей части скоростных автодорог также ни в коем случае нельзя останавливаться и выходить из машины. Если есть такая необходимость, запланируйте остановку заранее на одной из площадок для отдыха - вдоль дорог расположены многофункциональные зоны, которые "Автодор" активно развивает, их количество постоянно увеличивается. Там можно сделать все необходимое: заправить машину, отдохнуть и перекусить".