Определение приаэродромных территорий аэропортов необходимо для обеспечения безопасности полетов, развития аэропорта и исключения негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Руководитель портала Авиа.ру Роман Гусаров отметил, что задача непростая, поскольку процесс обустройства таких территорий в аэропортах был несколько упущен в постсоветское время.
"В СССР было четко определено, что такое приаэродромные территории, и что любая хозяйственная деятельность на ближайших территориях может быть осуществлена только с разрешения начальника аэродрома. После развала СССР об этом все забыли, и муниципальные, местные власти начали использовать территории вокруг аэродромов, как им заблагорассудится, - делится мнением эксперт. - Началось строительство дач, где-то вообще пристраивали гаражи прямо к забору аэропортов. Всё это привело к тому, что целый ряд аэропортов стало невозможно эксплуатировать из-за появившихся проблем с безопасностью".
Среди них - высотная застройка, мешающая заходу самолетов на аэродромы, а также застройка на близлежащих территориях, приводящая к трагическим событиям. Например, была история с выкатыванием самолета с полосы в одном из аэропортов, после чего тот врезался в гаражи, возник пожар и погибли люди. Понятно, что в том месте гаражей не должно было быть и могло бы обойтись без жертв, добавляет авиаэксперт.
Кроме того, в некоторых городах застройка настолько плотно подошла к аэропортам, что их пришлось переносить на новое место. Поэтому ещё одна важная задача обустройства приаэродромных территорий - правильное ведение строительства в близости от аэропортов.
"Если приаэродромные территории корректно установлены, развитие аэропорта не будет ограничиваться близлежащей застройкой. Все объекты, необходимые для безопасного функционирования, а также участки, на которых уровень шума достаточно высок, не будут застроены", - отмечает исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
Однако хозяйственная деятельность приаэродромных территорий не ограничивается застройкой. Ещё один немаловажный фактор, который требует регулировки близ аэропортов - это свалки мусора. Как известно, они привлекают перелетных птиц и чаек, что влечет за собой прямую опасность для полетов. В истории отечественной авиации уже были подобные прецеденты. Например, известная история с посадкой на кукурузное поле, когда в аэропорту в Жуковском при взлёте в двигатель самолета попали чайки. Незадолго до происшествия эти птички как раз отобедали на свалке мусора, организованной местными властями недалеко от аэродрома.
В экспертном сообществе высоко оценивают проводимую работу, ведь это поможет обеспечить безопасность перелетов в долгосрочной перспективе. Поскольку сейчас в более-менее крупных аэропортах страны с близлежащими территориями уже разобрались, наступил период облагораживания небольших аэродромов.
В пресс-службе Росавиации рассказали, что правила установления приаэродромной территории были утверждены правительством в 2017 году. Кроме того, в Воздушном кодексе РФ есть отдельная статья, посвященная регулированию вопросов приаэродромных территорий.