• Новости
  • Статьи
  • Проверь себя
  • Личный опыт
  • ESG - повестка
15.01.2024 10:17
Автор
Светлана Задера
Глава РЭО Буцаев рассказал "РГ" об эксперименте по взиманию экосбора с импортеров шин
iStock
В России может пройти эксперимент для импортеров шин для легковых автомобилей за пределами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который обяжет их до попадания товаров в страну уплачивать экологический сбор либо предоставлять уведомление о самостоятельной утилизации.

Как напоминают в минприроды, с 1 января 2024 года вступил в силу закон о расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки.

Согласно закону, при ввозе товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами ЕАЭС, импортер обязан до дня их выпуска для внутреннего потребления уплатить экосбор или предоставить соответствующие гарантии - банковскую гарантию уплаты сумм экосбора или договор поручительства с утилизатором из официального реестра. Такие правила начнут действовать с 2026 года.

Компании должны будут перерабатывать не менее 30% произведенной продукции

"До этого времени должен быть апробирован механизм этой работы и дана оценка опыта реализации ответственности. Результаты эксперимента позволят оценить, в каком объеме, как добросовестно импортеры подойдут к вопросу, как профильным госорганам реагировать на возможные нюансы работы по новым правилам, нужно ли оператору информационной системы дополнительно адаптировать ее функционал к запросам пользователей, возрастет ли объем фактически утилизированных отходов от использования товаров", - отметили в министерстве.

В минприроды добавили, что производители и импортеры, утилизировавшие товар или упаковку самостоятельно или обратившиеся к предприятиям-утилизаторам, оплачивать экологический сбор не обязаны.

Как отметил глава Российского экологического оператора Денис Буцаев, эксперимент проводится для апробации новых правил и состоит в том, что на импортеров отдельных групп товаров раньше, чем на других, распространится новый механизм РОП ( расширенной ответственности производителя - ред). Предусматривается, что импортеры товаров до дня выпуска товаров таможенным органом для внутреннего потребления обязаны уплачивать экологический сбор либо предоставлять уведомление о намерении самостоятельной утилизации с последующим представлением отчетности в единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров", - рассказал Буцаев.

Он добавил, что эксперимент должен быть проведен до 1 января 2026 года. При этом речь не идет об утилизационном сборе, который предусмотрен для автотранспортных средств и имеет иную цель.

870 тысяч тонн таким был объем отходов шин в 2023 году

Также в компании отметили, что объем образования отходов шин в 2023 году составил около 870 тыс. тонн.

"Суммарная установленная мощность предприятий по переработке шин в России на 2023 год - около 500 тысяч тонн.

Таким образом, при действующем нормативе утилизации (30%) имеющихся мощностей достаточно как для проведения эксперимента, так и для выполнения норматива", - добавил Буцаев.