В экспертном сообществе считают, что реализация столь амбициозных планов потребует максимальной концентрации производственных, кадровых и финансовых ресурсов. Исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев отмечает, что с перестройкой деятельности отечественные авиастроители в целом определились - стало понятно, где нужны новые площади, где - дополнительное оборудование, а где можно обойтись и оптимизацией существующего.
"Главная проблема - это кадры, для кратного увеличения объема производства нужно больше рабочих рук. Станки можно купить, что-то в обход санкций, что-то - в дружественных странах, что-то мы научились строить сами, но людей, способных делать самолеты, "купить" сложнее. Конечно, высокими зарплатами можно повысить конкурентоспособность отрасли как работодателя, но специалиста, как правило, нужно выращивать, наделяя его нужными знаниями и компетенциями", - считает эксперт.
Он добавил, что авиастроители - это не только работники завода, а еще и производители тысяч единиц комплектующих, поэтому важно, чтобы все они по цепочке выполняли свои обязательства. И если самолето-, вертолето- и двигателестроители "на виду", они активно рассказывают о своих планах, то в ситуации на уровне поставщиков 3-4-го уровня могут быть узкие места.
Выпуск 600 самолетов за семь лет потребует строительства новых заводов и модернизации существующих площадей, отмечает руководитель портала "Авиация России" Андрей Величко.
"Основное, на что выделяются деньги - модернизация авиазаводов в Комсомольске-на-Амуре, Иркутске, а также для расширения мощностей "АэроКомпозита", КРЭТ и других. Наращивание производства - процесс небыстрый и затратный, поэтому в программе расписаны этапы по количеству выпускаемых самолетов. Если с "Суперджетом" и МС-21 есть хоть какое-то понимание идущих процессов по импортозамещению и срокам, то по другим планы вызывают сомнения в их реалистичности", - делится мнением эксперт.
Это касается Ил-114-300 - сейчас не идет речи о возобновлении его сертификационных полетов, не говоря уже о серийном производстве. Ту-214 требуется небольшое импортозамещение, а Казанскому авиазаводу - расширение производственных площадей. В Казани и Иркутске уже строятся новые корпуса. Также необходимы новые площади в Ульяновске на "АэроКомпозита" - ВАСО физически не может строить более одного Ил-96 в два-три года, добавляет Андрей Величко.