Средства на приобретение новых квартир и домов для жителей 15 приграничных населенных пунктов, где еще в начале СВО был объявлен режим чрезвычайной ситуации, выделил федеральный центр. На сумму свыше 9,4 миллиарда поставили задачу обеспечить жильем более 1,7 тысячи отселенных семей. Процесс изначально пошел не так активно, как хотелось бы.
Во-первых, часть белгородцев покинули регион. Кто-то решил переехать временно, да устроился достаточно далеко. Кто-то трудился вахтовым методом, а когда приезжать на малую родину стало небезопасно, отказался от этого. Кто-то уже давно переехал в другой регион, а в белгородском селе оставил лишь недвижимость. Так или иначе, часть собственников изначально предстояло разыскать.
Во-вторых, не все владельцы собственных домов в зоне ЧС сразу же решились на новое жилье. Даже находясь в пунктах временного размещения и понимая, что домой им не вернуться еще очень долгое время, люди медлили и не соглашались на предоставление нового жилья. В этой ситуации необходимо отказаться от права собственности на дома и землю, заключив при этом договор аренды бывшего имущества на ближайшие полвека. Но и это условие вызывало больше вопросов, нежели желания действовать по предложенному алгоритму.
В-третьих, проблематичным стал и обмен сельских домов на новые квартиры. Равнозначные по площади и обжитые усадьбы найти непросто, и семьи стали соглашаться на квартиры. Однако при этом взамен утраченных домов жилье выдавалось по площади, в которую не вошли не только летние кухни или веранды, но и пристройки, которые хозяева не успели узаконить. Юридически выходило, что площадь нового жилья равнозначна площади прежнего, а фактически - далеко не всегда.
Переселенцы с приграничных территорий решили все же не соглашаться на такой вариант и попытались узаконить ту жилплощадь, которая до этого не была учтена в Росреестре. Однако с самого начала СВО белгородское приграничье в ежедневном режиме под прицелом вражеских орудий. Как доказать, что к дому пристроена площадь, которая равна его половине? Этим вопросом задались и в правительстве области, ведь масса подобных заявлений о расширении жилья поступила в региональное управление Росреестра. Его руководитель Александр Масич теперь отмечает, что проблему с оформлением дополнительных площадей в приграничном жилье удалось полностью решить.
Он отмечает, что узаконить те же пристройки можно двумя путями. Первый: подать заявление на внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. Для этого собственнику не нужно прикладывать технический план, а кадастровому инженеру необязательно выезжать в опасный населенный пункт, чтобы посмотреть на жилье под свист снарядов. Однако если объект совсем нигде не учитывался, то выезд кадастрового инженера необходим.
Когда в Росреестре стали оформлять увеличенные площади приграничных домов, в правительстве региона ожидаемо возникли вопросы. Процесс оформления приостановили, а в прокуратуру региона и саморегулируемую организацию, которая контролирует деятельность кадастровых инженеров, были направлены запросы.
Александр Масич отмечает: из обеих структур был получен ответ, что кадастровые инженеры действительно выезжали в приграничные села и поселки, проводили обмер жилья и вносили все данные, следуя нормам и законодательству.
При этом руководитель регионального управления Росреестра подчеркивает: ответственность за нарушения в этой сфере несут кадастровые инженеры - причем и административную, и уголовную. При этом сами представители Росреестра не обязаны проверять достоверность и правильность выводов кадастровых инженеров.
Глава региона Вячеслав Гладков после очередной церемонии вручения ключей от новых квартир вынужденным переселенцам из приграничья отмечал, что таковых в регионе уже свыше 440 семей. Еще более 1,3 тысячи собственников уже не только дали согласие на предоставление нового жилья взамен утраченного, но и определились с выбором конкретного дома или квартиры.
Вячеслав Гладков повторяет, что в сложившейся ситуации чиновники выбрали самый сложный путь: индивидуально с каждой семьей рассматривать варианты для переселения, учитывая все пожелания.
- Конечно, индивидуальный подбор жилья идет несколько дольше, зато люди сами выбирают, где хотят жить, в каком городе и микрорайоне, на какой улице и в каком доме. А если бы мы быстро провели конкурсные процедуры, то победителем могла бы стать компания с самой низкой стоимостью жилья, соответствующим качеством и удаленным от развитой инфраструктуры месторасположением. Поэтому считаю, что мы выбрали единственно верный путь, - отмечал он.
При этом, как отметил курирующий имущественные и земельные отношения замгубернатора Рустэм Зайнуллин, вся процедура отказа от приграничного жилья, получения нового и последующего заключения договора аренды строится на единственном заявлении от собственника. Это избавляет людей не только от бумажной волокиты, но и от уплаты некоторых пошлин: расходы взяли на себя в правительстве области.