Но кадровый голод в финансовой сфере особенно опасен. Вроде бы финансисты - это не токари и не пекари, не врачи и не учителя, не рабочие и не инженеры. Что может произойти, если в финансовой службе компании будет не хватать специалистов? Что, если в финансовой службе предприятия так называемые финансисты будут тотально неквалифицированными? Просто одно название, а не финансист...
Не нужно сильно напрягать воображение, чтобы представить выпадение из делового оборота нормальных финансовых специалистов. Надо просто текущую ситуацию умножить на мультипликатор кадрового голода. С учетом редукции населения и снижения качества финансового образования, скорее всего, ситуация в этой сфере ухудшится раза в три-четыре в сравнении с тем, что есть сейчас.
А что сейчас? В настоящее время мы почти не замечаем, как функционируют финансисты - хорошо или плохо. Банки в стране отличные, налоги собираются четко, хозяйствующие субъекты обеляются, зарплаты выплачиваются вовремя.
На взгляд обычного участника экономических отношений, ничего плохого не происходит, финансисты для него - это кто-то типа врачей неведомой специальности, которые работают в закрытых клиниках для пациентов с неведомыми заболеваниями. На самом деле, если продолжать эту метафору, финансисты - кардиологи нашего мира, которые следят за тем, чтобы денежное сердце страны и общества действовало без перебоев. Если финансовые артерии и сосуды забиваются, последствия могут быть необратимыми. Неслучайно один из главных ударов по России в 2022 году со стороны недружественных стран был именно по финансовой системе страны.
Cегодня повсеместно распространены финансовые специалисты "с особенностями". Вроде бы со стороны все с ними нормально: и диплом, и опыт, и стаж работы. Однако бухгалтеры не могут заранее посчитать налоги и приводят компании к кассовым разрывам каждый квартал. Главбухи годами не могут дожать автоматизацию в 1С, тратят на это миллионы рублей и тысячи человеко-часов.
Экономисты не способны подсчитать реальную себестоимость товаров и услуг. В результате компании распыляют ресурсы на производство заведомо убыточных товаров, вместо того чтобы сфокусироваться на прибыльных. Руководители всех направлений, которые без четкого, понятного и своевременного отчета в Excel от финансового директора работают на авось, решая бизнес-задачи втемную. На многих предприятиях фонд оплаты труда перезаложен на 30 процентов, при этом сотрудники страдают от финансовой недооцененности их усилий. В итоге только в Калужской области 50 предприятий, находящихся в предбанкротном состоянии, имеют общие убытки на сумму, превышающую 10 миллиардов рублей!
Наконец, в 9055 обанкротившихся и 5227 предбанкротных компаниях (статистика ЕФРСБ/ Федресурс по банкротствам за 2022 год) в финансах наблюдается абсолютный беспредел. И все это сделали неквалифицированные финансисты. Квалифицированных же настолько ничтожно мало, что приходится перелопачивать по 500 резюме, чтобы найти хоть кого-то для занятия вакантной должности без риска завести предприятие в финансовую яму.
Ситуация становится патовой. Новой смены финансовых специалистов будет не просто меньше количественно. Она будет гораздо хуже качественно. Вузы по финансовым специальностям, будь это "экономика" или "финансы и кредит", выпускают плохо подготовленных специалистов.
Мне приходилось сталкиваться с тем, что магистр экономики не знает, что такое финансовая модель, не может подсчитать уровень допустимых расходов и доходов, чтобы предприятие было в прибыли. Выпускники престижных вузов не умеют на практике рассчитать реальную себестоимость товаров и услуг, определять точку безубыточности. Начинающий финансовый менеджер не может взять платежки под контроль и составить простой платежный календарь, чтобы не допускать задержек по зарплатам. У них невозможно узнать целесообразность найма новых сотрудников или покупки нового станка.
Незначительная в процентном отношении к общему количеству финансистов группа классных финансовых директоров, финансовых консультантов и менеджеров все больше оказываются в незавидном положении, когда приходится затыкать дыры в бюджете компании или предприятия. К сожалению, в таком состоянии им точно не до того, чтобы спокойно и обстоятельно реформировать систему финансового образования или хотя бы повышения квалификации, повысить производительность труда и расчистить финансовые авгиевы конюшни, которые распространяются с пугающей скоростью.