В Мурманске откроется Арктический медцентр для обслуживания Севморпути

В Мурманске откроется Арктический центр оказания медицинских услуг для обслуживания Северного морского пути. Организовать его предполагается на базе Мурманского многопрофильного центра (ММЦ) имени Пирогова ФМБА России. В создании научной базы и разработке методических рекомендаций центра участвуют Мурманский арктический университет и Северо-Западный государственный медицинский университет.

По словам директора ММЦ Олега Минина, сейчас "Пироговка" имеет в Певеке, Сабетте, Тикси и Диксоне четыре земельных участка, где предполагается построить амбулатории и другие медицинские учреждения. Без лечения заболевшие моряки Севморпути не остаются и сейчас. На всех атомных ледоколах, ведущих транспортные суда по трассам СМП, есть медицинские блоки, где врачи ММЦ лечат членов экипажей атомоходов и "подопечных" судов. В 2023 году для медблоков были приобретены прикроватные мониторы, мобильные УЗИ-аппараты, цифровой портативный рентгенологический аппарат, аппарат ингаляционного наркоза, лабораторное оборудование, дефибрилляторы, кислородные концентраторы и другое оборудование.

При необходимости моряков эвакуируют в крупные медицинские центры ФМБА. Но проблема в том, что очень сложно найти медиков, которые готовы уходить в море на полгода и больше. Создание стационаров на берегу позволит привлекать необходимых врачей к работе вахтовым методом.

Медицинское обслуживание в Арктике - особая и трудная работа, которая радикально отличается от работы медиков в регионах с мягким климатом. Даже мытье рук здесь может представлять проблему. Участники полярных экспедиций рассказывают, что для приготовления ведра воды требуется растопить шесть-восемь ведер снега, поскольку другого источника воды зимой чаще всего просто нет. При серьезном недуге или травме ключевой вопрос спасения человека - его своевременная эвакуация.

Но, как отмечают в Центре корпоративной медицины, зачастую оперативно доставить больного с борта судна в медицинское учреждение на берегу просто невозможно. Многие транспортные суда не имеют на борту площадки, позволяющей посадить на нее вертолет, а вертолетчики, в свою очередь, не имеют лицензии на право посадки на борт такого судна - воздушное судно может забрать больного только с берега. Поэтому для эвакуации больных на берег летом приходится использовать буксиры и катера, а зимой для этого нужен ледокол.

Территориальный принцип, по которому построена медпомощь в России, не всегда годится для Арктики. Напомним, предприятия отчисляют деньги в Фонд обязательного медицинского страхования, который за счет этих сборов финансирует медицинские учреждения, обслуживающие прикрепленных к ним граждан. Если в поселке на берегу Северного Ледовитого океана есть постоянное население, то будет и медпомощь. Но если его нет или его численность очень мала, то людям придется ездить лечиться за сотни километров - туда, где есть постоянная больница или амбулатория. И вахтовики постоянным населением считаться не могут, поэтому бизнесу приходится либо искать медицинского подрядчика, либо самому создавать врачебное подразделение, что увеличивает и без того немаленькую финансовую нагрузку. Когда создавался закон об обязательном медицинском страховании, о таких формах производства не подумали.

Стационары на берегу позволят привлечь нужных врачей к работе вахтовым методом

Оставляет желать много лучшего и информационное обеспечение такой работы. В структуре Минздрава существуют территориальные центры медицины катастроф, но бывают случаи, когда об их оснащении, персонале и работе известно мало. Например, сайт Территориального центра медицины катастроф ЯНАО в Салехарде не работает совсем. Иными словами, создать целостную и эффективную систему оказания медицинской помощи в высоких широтах еще только предстоит.

Кстати

Как сообщили в "Атомфлоте", сегодня атомного ледокольного флота входят: головной универсальный атомный ледокол "Арктика", первый серийный универсальный атомный ледокол "Сибирь", второй серийный универсальный атомный ледокол "Урал" мощностью 81,5 тысяч лошадиных сил, два атомных ледокола мощностью 75 тысяч лошадиных сил ("Ямал", "50 лет Победы"), два ледокола мощностью около 50 тысяч лошадиных сил ("Таймыр", "Вайгач"), а также атомный контейнеровоз "Севморпуть" мощностью 40 тысяч лошадиных сил.