Вслед за Москвой креативные индустрии сейчас набирают обороты и в регионах. Прошлым летом в Ростове открылся Акселератор для креативных индустрий и производственных проектов. Организаторами выступили администрация Ростова-на-Дону и центр развития предпринимательства "Новый Ростов", а оператором проекта - Торгово-промышленная палата Ростовской области. Среди участников не только действующие предприниматели и самозанятые, но и студенты местных вузов.
На первом этапе было выбрано 114 заявок, рассказала "РГ" вице-президент ТПП РО Светлана Абдулазизова. 91 участник в течение двух месяцев проходил обучение на проекте. А 30 авторов самых перспективных бизнес-идей перешли на этап наставничества. В качестве менторов выступили ведущие отраслевые эксперты и предприниматели, имеющие огромный опыт в построении бизнеса. Они помогали своим подопечным не только составить план воплощения проекта, но и прививали особую предпринимательскую культуру: активную жизненную позицию, ориентацию на результат, гибкость мышления.
- Программа акселератора была предельно насыщенной. Ребята провели огромную работу самостоятельно и в группах с наставниками. Все это позволило создать на базе акселератора уникальную образовательную площадку, - рассказала Светлана Абдулазизова.
И сам проект, и люди действительно интересные. Например, 24-летний Вячеслав Григорьев открыл собственный бизнес сразу после школы. Его родители занимались торговлей, и поначалу Вячеслав пошел по их стопам - занялся перепродажей мочалок. Однако парень достаточно быстро сообразил, что гораздо выгоднее заниматься собственным производством. 20-летний Вячеслав сам нашел помещение, накопил средства для покупки первоначального оборудования и наладил бизнес. Родители если и помогали, то только советами. А вот саму продукцию пришлось придумывать и производить с нуля. Это было непросто. Но товары оказались настолько востребованными, что Вячеслав очень быстро обогнал родителей по обороту и сегодня выпускает 28 видов мочалок (всего в продаже 213 модификаций). В ассортименте мочалки не только из полипропилена, но и, например, экологичные, из джутовой нити. Сейчас продукция расходится практически по всей стране через оптовых покупателей, дистрибьюторов и региональные торговые сети.
А бизнес Екатерины Зубковой, производство крафтовой косметики из натуральных компонентов, вырос из обычного увлечения.
- Друзья всегда называли меня очень щепетильным, даже придирчивым человеком. Я и правда серьезно относилась к тому, например, какие продукты питания мы потребляем. Потом эта скрупулезность сказалась и на отношении к косметике. Когда я начала разбираться, что мы наносим себе на волосы и на кожу, то была просто поражена, насколько это далеко от тех нарративов, которые нам подсовывают в рекламе. Оказалось, что даже самые дорогие бренды используют откровенную химию, которая вредит организму. Так я начала делать косметику для себя, для своей семьи, а чуть позже - для друзей и знакомых, - рассказала Екатерина.
Она тогда работала руководителем отдела логистики и закупок в крупной торговой компании Ростова. Ее собственный бизнес вышел на новый уровень во время декретного отпуска. Конечно, променять хорошую зарплату и карьеру на предпринимательство решился бы не каждый. Но Екатерина тогда четко поняла: в офис наемным менеджером она больше не вернется.
Поначалу Зубкова сосредоточилась на производстве косметики для проблемной кожи. Создавала продукцию для каждого конкретного клиента. Но такая бизнес-модель могла быстро завести в тупик, так как продукцию было нельзя масштабировать. В результате Екатерина разработала универсальную линейку натуральной косметики, которая полезна широкому кругу потребителей. Сегодня у нее в ассортименте десятки позиций. Крем, маски, шампунь, бальзамы и так далее. Все, кроме твердого мыла.
Молодая предпринимательница легко прошла все необходимые государственные сертификации и наладила полноценное производство. Ингредиенты для своей продукции Екатерина закупает в Европе, Южной Корее, Китае. В последнее время начали появляться и отечественные аналоги популярных ингредиентов. На удивление, их качество оказалось весьма высоким. В этом году Екатерина намерена увеличить долю закупок внутри России. 99 процентов всех продаж идут через собственный сайт, однако сейчас команда готовится к выходу на популярные российские маркетплейсы.
- К сожалению, маркетплейсы забирают себе существенную часть прибыли, и делать бизнес через эти каналы целесообразно только при больших продажах, - поясняет Екатерина. - Однако мы уже достигли определенного уровня и в этом году хотим попробовать новые каналы дистрибуции.
По словам Светланы Абдулазизовой, особенностью ростовского акселератора стало то, что здесь соединились креативные идеи и реальное производство. А у таких проектов, как правило, больше шансов на успех.