Валентина Муховикова: Мода - это отражение мира, в котором мы живем

"Оставаться собой, менять мир своим присутствием" - таков слоган бренда российской одежды Fashion Rebels. IPQuorum обсудил с основательницей марки дизайнером Валентиной Муховиковой силу красоты, магию красного цвета и то, что такое модный бунт.
Fashion Rebels

Как возник ваш бренд?

Валентина Муховикова: Все началось как в сказке - помните зачины русских сказок? В один прекрасный, но абсолютно обычный день я поняла, что, несмотря на то, что я женщина совсем не из мира моды (по образованию я архитектор, а также, конечно, юрист и экономист), мне по силам создать стильную, элегантную и носкую одежду, с хорошей посадкой, которая дает чувство легкого отношения к моде, без надрыва и напряжения. Для меня самой было почти квестом каждый сезон найти новые стильные вещи сложного кроя, небанальных оттенков, в которых можно просто жить. Встречают по-прежнему по одежке, и несомненно, одежда должна эффектно оттенять женщину, но и не должна ущемлять ее в современном насыщенном ритме жизни, когда в течение дня нужно оказываться в разных местах и порой в неожиданных амплуа. И выглядеть надо, как в том рекламном ролике про три погоды: сногсшибательно, хотя бы по внутренним ощущениям. Иногда помогали найденные путем нетривиальных усилий бренды, к которым я привыкала, но затем то ли менялась концепция марки, то ли убирались полюбившиеся модели, а может быть, как и все, я просто "перерастала" их, уходила в новое восприятие жизни, и вещи переставали мне подходить. Хотелось закрыть очень практичный вопрос как для себя, так и для тех женщин, которых - как я думала, а теперь уверена - достаточно много и которые ценят многогранную жизнь и себя в удобной качественной одежде с изюминкой. Хотелось сплотить под новым брендом женщин, любящих одежду с "перчинкой". Не совру, если скажу, что с самой первой нашей коллекции ношу одежду нашего бренда и благодарю жизнь за это решение.

Как вы пришли в мир моды?

Валентина Муховикова: Я всегда была амбициозной, максимально быстро стала независимой, но при этом всегда культивировала в себе женственность и элегантность, то есть умение уверенно стоять на ногах, но не терять в себе женщину. Именно этим и хотелось поделиться с другими - что это возможно, что можно быть той главной опорой самой себе и, имея ее, вдохновляться самой и вдохновлять других. И вполне возможно - оставаться собой и менять мир своим присутствием (это слоган нашего бренда). Так я и пришла в моду, какой-то другой красивой истории у меня нет. Мода в моем понимании - это не про "шмотки", это культурный пласт, это история людей, их воспитание и восприятие мира. В моем случае это внутренний мир женщины, истории о ее ролях и чувствах, мечтах, чаяниях и страхах. Неслучайно первым изделием бренда был красный костюм-фрак - как баланс между женским и мужским, страстью и разумом. Мода - это в какой-то мере рупор, в который можно сказать тихо, прозвучав громко, о больших смыслах.

На чем строится экономика бренда?

Валентина Муховикова: Ничего нового не скажу, наверное, но как есть. На эффективности, которую мы оттачиваем каждый день. На четких расчетах с поправкой на гибкость. На кадрах, которые, как известно, решают все, - тех, кто пришел из уже состоявшихся брендов, отечественных или мировых, в любом случае best practice, а также "выращенных" с нуля. Безусловно, важными ингредиентами остаются удача, смелость рисковать и непоколебимая вера в собственный успех.

Что нужно знать дизайнеру, чтобы запустить свое дело?

Валентина Муховикова: Знать, что он готов работать 24/7 и даже больше, не лениться, постоянно учиться, быть многостаночником, но четко понимать, что один в поле не воин. Мое четкое убеждение: нужно идти своим путем, не оглядываясь и не сравнивая себя с другими, хотя свой путь к успеху - всегда самый долгий и сложный; у соседа, конечно же, и трава зеленее.

Вы как-то сказали, что дизайн - это история о великой силе красоты. В чем она?

Валентина Муховикова: Красота - многогранная субстанция, это и внутренний личный идеал, и трансформационное пространство, где вызревают новые гениальные идеи, перерабатывая опыт прошлых поколений, а также - лекарство для души. Покупая новое платье, женщина не просто приобретает вещь, она обретает возможность реализовать одно из своих мечтаний (найти новую работу, встретить любовь, вернуть доверие подруги). А что, если не мечта, дает силы создавать новое, уникальное, прекрасное? Вновь созданное прекрасное в свою очередь рождает мечту у другого обладать этим, и так циркулирует энергия строения и сохранения мира, а это и есть жизнь, создание и созидание.

Красота спасет мир?

Валентина Муховикова: Мир спасут вечные ценности: доброта, сострадание, честность. Мы живем в мире, где слишком много страха и тревог, красота же терапевтична. Мода - это абсолютное отражение мира, в котором мы сейчас живем; меняется мир - меняется и мода. Достаточно вспомнить трансформацию корсетов: ранее они закрепощали женщину, сейчас они ее раскрепощают.

Как бы вы сформулировали ДНК бренда?

Валентина Муховикова: Основа основ - работа с кроем и цветом. Также это - тонкий баланс между небрежностью и элегантностью, между сложностью фактур и лаконичностью. И это, несомненно, всегда арт в самом полном смысле слова, если хотите - подлинное творчество.

В каждой коллекции у нас обязательно есть как красный цвет - отражение нашего ДНК, так и фрак - отличительный айтем бренда. Мы шьем лишь ту одежду, которую легко носить, в которую ты одеваешься сама, без чьей-то помощи, при этом изделие не выглядит скучно. Да, актуальная элегантная одежда должна иметь идеальную посадку, поймать этот баланс - и есть основная цель создания каждой коллекции: примерка за примеркой, переделка за переделкой, но мы добиваемся именно этого результата.

В нашей одежде классно жить - вот наша философия, я не хочу думать о своей большой или маленькой груди, о том, что я съела на ужин, хочу залезть в свою высокую машину, не чертыхаясь, хочу жить полноценно в той вещи, за которую отдала деньги. Если продолжать, то мы верим, что женщина сексуальна, когда она элегантна, но при этом всегда актуально одета и не смотрится старомодной или вульгарной. На наш взгляд, одежда бренда дает чувство, что ты относишься к роскоши легко, она - повседневна, она и есть часть тебя.

Насколько трудно было запустить бренд в пандемию?

Валентина Муховикова: Запуск бренда был своего рода нахождением точки опоры в абсолютно непонятной обстановке со множеством неизвестных. Это была и надежда, подпитываемая пониманием закона круговорота, что если что-то делать, особенно делать с душой, то обязательно все будет хорошо.

"Fashion Rebels" можно перевести как модный бунт. Что такое бунт в моде, и кого бы вы взяли за образец идеального бунтовщика?

Валентина Муховикова: Бунт в моде для меня - это мужество и смелость быть собой, когда нужно решиться, чтобы проявить себя настоящего, выйти за рамки созданного "формата красоты", позволить себе быть свободным, а тем самым почувствовать и полюбить свою красоту. Это невероятно сложная задача для многих из нас. И в моде - то же самое. Например, кинодиву Кэтрин Хепберн считаю идеальным бунтарем как в жизни, так и в моде, она показала "новую" женщину того времени, женщину, носящую брюки, красивую, яркую интеллектуалку, где-то чудачку. Но в итоге - помимо именной звезды на голливудской "Аллее славы" - ее воспринимают уже как классический образец женщины. Постоянно вспоминаю ее фразу: "Я делала, что хотела, что считала правильным (без вреда для окружающих, разумеется). Чего тут особенного?" Еще одним ярчайшим представителем идеологии бунтарства считаю Кортни Лав с ее красными губами, которые стоят перед глазами, она одна из первых говорила, что женщине не нужно соответствовать чьим-то стереотипам красоты, а нужно решать самой, что входит в это понимание, потому что любая девушка - королева своей жизни.

Одной из знаковых вещей бренда стал красный костюм. Почему?

Валентина Муховикова: Красный цвет - безусловно, часть ДНК нашего бренда. Он будоражит, провоцирует, ведет за собой. Наш красный - цвет вызова повседневности и скуке бытия. Цвет также отражает философию бренда и мое личное кредо: "Я посмею".

Бутик тоже носит название Rouge. Что так притягивает в красном цвете?

Валентина Муховикова: Rouge - отдельный проект, связанный с нашим брендом. Название винтажного проекта было вдохновлено фильмом "Мулен руж". В фильме кабаре - храм праздника и танца, место, где, повинуясь неудержимому желанию прочувствовать атмосферу великолепия, собираются желающие приобщиться к красоте, свободе.

Вы называете Rouge Life-style пространством. Чем это отличается от бутика, шоурума?

Валентина Муховикова: Бутик просто продает вещи, а мы показываем, как изысканные и роскошные вещи можно легко вписать в нашу современную жизнь.

У вас была капсула украшений, сделанных на 3D-принтере, вы экспериментировали с виртуальным амбассадором. Мода и технологии вам интересны, что еще хочется попробовать? Расскажите про опыт с амбассадором.

Валентина Муховикова: Мы всегда за новые эксперименты, и я уверена, что очень важно быть актуальным, быть в том времени, где мы сейчас. Конечно, все хотят быть модными, и уж точно никто не хочет быть старомодным. Опыт с виртуальным амбассадором был интересным - он о жизни, где ты можешь вернуться к предыдущей версии, до совершения ошибки. Но все же я пришла к выводу, что мы бренд для женщин с ошибками, пролетами и успехами в одном флаконе, здесь и сейчас - без налета виртуальности.

Сотрудничаете ли вы с другими брендами?

Валентина Муховикова: Мы любим и ценим партнерство, всегда стараемся, чтобы это было по принципу win-win. Например, мы почти с самого начала проекта сотрудничаем с Лизой Малафеевской (бренд Manu L) - невероятно талантливой женщиной-архитектором, которая создает удивительные украшения и с которой мы делаем коллабы почти к каждой нашей коллекции, и это совсем не надоедает!

Мерч бренда обыгрывает стручок перца. Почему этот образ, и что вы в него вкладываете?

Валентина Муховикова: Не живите пресно! Проживайте ярко свою жизнь, будьте собой, не бойтесь быть "острыми".

Расскажите про новогоднюю коллекцию.

Валентина Муховикова: При ее создании мы вдохновлялись кинолентой "Бурлеск", коллекция и получила такое название. Будь ты танцовщицей, продавщицей, кем угодно, - внутри тебя живет девчонка с ожиданием новогоднего чуда. Мы предлагаем необычный выбор, чем порадовать себя в самый волшебный праздник года: одеться в атлас, выбрать топ с эффектной декоративной розой, конечно, пайетки - и даже эксклюзивный принт питона, разработанный специально для новогодней коллекции.

Какие планы перед собой ставите?

Валентина Муховикова: Мы хотим, чтобы наши изделия стали любимыми вещами в гардеробе, палочками-выручалочками, и, конечно, чтобы в них сбывались самые лучшие мечты.

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте © IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.