"Спецэффекты" продолжились и в самом кинотеатре, прямо в фойе пришвартовался истребитель ЯК -1Б, настоящий, на крыле, с пилотом, с винтом, и если внимательно присмотреться, то можно даже прочитать на лопастях заводской штамп ВИШ "105 серия 1". Именно на таких истребителях воевали советские летчики и летчицы, фильм как раз о них. По словам режиссера, конкретно этот ЯК был построен специально для съемок, как и остальные 11 истребителей, а еще пришлось строить грунтовые аэродромы, деревянные вышки, улицы Сталинграда и Ленинграда, Эрмитаж блокадных годов… Все воссоздано с дотошной документальной точностью, здесь нет никакого смысла искать ляпы в одежде, в моделях самолетов, в архитектуре. Герман-младший от своего великого отца унаследовал много качеств, и прежде всего талант все делать за правду.
О германовской правде на красной дорожке в "Октябре" много говорил Сергей Безруков: в фильме жизнь в каждом кадре и жесте. Это его герой командует юными летчицами. На дворе 42-й год, в блокаду берут Ленинград, положение на фронте катастрофическое, но важно давать немецким асам отпор в воздухе, и здесь приходится вставать на горло собственной песне и отправлять погибать тех, "кому косы плести да детей рожать". Сергей Безруков не стал скрывать, что роль ему далась нелегко, приходилось делать по 50 дублей, да к тому же испытывать космические нагрузки.
Для съемок воздушных боев на кинокартине использовались так называемые гимблы, гидравлические механизмы высотой с четырехэтажный дом, которые, как центрифуги, вращали кабины истребителей с сидящими внутри актерами. "Мы были вынуждены прибегнуть к такой технологии, чтобы было ощущение подлинных перегрузок, которые испытывали реальные летчики во время боев, и давление у наших актеров, у того же Сергея Безрукова, зашкаливало за 200", - приоткрыл некоторые секреты съемочной кухни Алексей Герман-младший.
Режиссер вообще увлеченно говорил перед премьерой в "Октябре" о непростом съемочном пути, на котором было, кажется, все: и ковид, и нехватка денег, и аварийные посадки истребителей, и борьба с непогодой, и ЧП, когда исполнительница главной роли Анастасия Талызина, внучка знаменитой советской актрисы Валентины Талызиной, чуть не угодила под танк. С другой стороны, фильм может похвастать необыкновенно точным актерским кастом, молодых защитниц искали по всей стране, как когда-то искали актрис для фильма "А зори здесь тихие", с которым критики, естественно, уже сравнили "Воздух".
Одна из героинь фильма Кристина Лапшина - дебютанка большого кино, актриса из Омска, в ее глазах есть то, чего так не хватает многим именитым артистам - щемящая нежность и обаятельная непосредственность. Запомните это имя, спустя годы о ней скажут - влетела в большое кино на истребителе ЯК-1Б.
На фронтах компьютерных технологий тоже победа. Впервые в российском кино использовались LED-экраны, самый большой - высотой 12 метров и радиусом 50. Они позволили заменить графику, то есть ничего не пришлось рисовать, нужно было лишь эпично снять общие планы воздушных боев, в этом помогли чемпионы мира по авиамоделированию.
Но все это то, что осталось за кадром. А что же на экране? Какими смыслами наполнены 150 минут "Воздуха"? Безусловно, это не первая попытка рассказать о женщинах на войне, тем более - о летчиках. И в плане сюжета Герман-младший не придумывает ничего нового - мы видим хрупких девушек, которые проходят через ужасы войны, через любовь и потери близких, девочек, которые в первые минуты фильма боятся выстрелить из пулемета, а ближе к финалу стреляют из всех видов оружий и даже хладнокровно орудуют штыками. Нет, они не превращаются в роботов-убийц. "В том-то и фокус, - рассказывает актриса Елена Лядова, сыгравшая бывалую летчицу Риту, они становятся мужественными, сохраняя свое женское сердце".
И все же этот фильм отличается от той же картины Станислава Ростоцкого, с которой нынче сравнивают "Воздух". И на "Женю, Женючку и Катюшу" фильм Германа-младшего не похож от слова совсем, разве что именами героинь. Если и искать аллюзии в советском кинематографе, то их скорее можно найти в "Ивановом детстве" Андрея Тарковского. Не зря одна из летчиц, оказавшись в партизанском отряде, встречает мальчика Ваню. В картине Алексея Германа-младшего есть и тишина, и лиризм, и воздух, который очищает все, в том числе окопы с крысами, поля, усеянные разорванными телами людей... Этот воздух наполнен запахами иной жизни, он разбавляет тошнотворные ужасы войны пылью кулис - в блокадном Ленинграде работали театры, масляными красками - в Эрмитаже тоже кипела работа, реставраторы торопились делать копии, наконец, этот воздух то и дело прорезают крики младенцев.
"Воздух" - это кино, от которого веет Оттепелью, а не военными драмами 70-80-х, снятых на разрыв сердца, но едва ли ставящих перед зрителем вопросы в лоб. А Герман-младший вопросов не боится, один из них - что важнее: родина или человек - он задает от лица дочери врагов народа, которая сначала отреклась от расстрелянного отца, а потом ушла на фронт. Ответ, к которому она придет, простой, но до сих пор не всем очевидный: одинаково важны и человек, отдельная личность сама по себе, и родина, общая для всех, - одно без другого невозможно.
И еще один смысл фильма, который, быть может, сегодня нужен нам как воздух - любить и прощать надо не только живых, но и мертвых. Сбивает дыхание от неожиданной глубины?
В этом, пожалуй, и есть главное достижение Алексея Германа-младшего: ему удалось сочетать кинематограф технологий с кинематографом мысли. В мире есть, как минимум, еще один режиссер, который умеет так же: Кристофер Нолан, чей "Оппенгеймер" в этом году называют одним из главных претендентов на "Оскар".