Почти миллиард рублей отдали хабаровчане мошенникам в 2023 году

Количество жертв аферистов неуклонно растет. Люди переводят злоумышленникам свои накопления, берут миллионные кредиты и продают квартиры, чтобы потом добровольно расстаться с деньгами. Почему граждане готовы по звонку выполнять указания неизвестных? Как обезопасить себя и что делать, если стал жертвой? Об этом мы поговорили с врио начальника УМВД России по городу Хабаровску Андреем Кокориным.
Обманом людей занимается целая преступная корпорация
Обманом людей занимается целая преступная корпорация / iStock

Андрей Викторович, какое место занимают мошенничества в полицейской статистике?

Андрей Кокорин: Несмотря на то что каждый день мы разъясняем, какие сценарии и уловки используют злоумышленники, ситуация все хуже. За прошлый год число мошенничеств увеличилось на 28-30 процентов. Это примерно каждое третье зафиксированное преступление, если взять Хабаровск. За 11 месяцев прошлого года хабаровчане перевели неизвестным более 800 миллионов рублей, и каждый день сумма потерь увеличивается. В среднем за неделю до 30 миллионов.

С чем это связано?

Андрей Кокорин: Несколько лет назад мошенничеством по телефону занимались в основном одиночки. Заключенные звонили, набирая номера наобум, и ловили людей на примитивный сценарий "Мама, я попал в ДТП". Сейчас обманом граждан занимаются масштабно. Это практически преступный холдинг, корпорация.

Люди верят в рассказанные истории, верят, что им звонят из полиции, банков, да откуда угодно, потому что с ними работают хорошо подготовленные преступники. Они умело манипулируют гражданами, знают, на что надавить, чем припугнуть. Некоторые потерпевшие признавались, что уловка сработала потому, что звонок шел от "представителей власти" и не было сомнений в правдоподобности.

Работают мошенники по принципу кол-центра. У них есть программы с "клиентской базой". Там вся информация - когда человек отвечал на звонки, в каких банках у него счета.

Откуда они это берут? Ведь именно обращение по имени-отчеству, а также некоторые другие личные детали сбивают с толку.

Андрей Кокорин: Мы оставляем много цифровых следов. Сами не знаем, кому передаем личные данные. Например, в магазине согласились в акции поучаствовать или скидочную карту оформить, заполнили анкету. А куда она идет? Иногда злоумышленники получают информацию, проводя "соцопросы" по телефону. Нейтральные вроде вопросы, а между тем о вас выведывают нужные данные. Опять же в соцсетях мы много лишнего про себя пишем. Преступники собирают все это, аккумулируют в базу и вырабатывают тактику управления людьми. Сорваться "с крючка" практически нереально, если взял трубку и начал разговор.

Андрей Кокорин: К звонкам от неизвестных надо относиться настороженно. Фото: Юлия Прокофьева

Кто в группе риска?

Андрей Кокорин: По статистике среди жертв аферистов больше всего людей от 25 до 45 лет. Процентов 20 - пенсионеры. Один процент - несовершеннолетние. Детей тоже используют, чтобы подобраться к счетам родителей. Так, школьнику из Хабаровска в мессенджер пришло сообщение якобы от известного блогера, который предложил ему поучаствовать в конкурсе. Для этого надо было взять мамин телефон и сфотографировать экран. Затем он выполнил еще несколько манипуляций под диктовку "блогера". Утром мама обнаружила, что с ее карты исчезли деньги.

Какие сценарии используют мошенники?

Андрей Кокорин: По-прежнему люди склонны доверять звонкам "банковских работников", "сотрудников правоохранительных органов" о том, что некто оформляет на них кредит и нужно срочно спасать деньги. Но сотрудники Центробанка никогда не будут звонить гражданам, потому что он не работает с физлицами. Полиция и прокуратура не станут рассказывать по телефону о возбуждении уголовных дел и раскрывать детали следствия, а также запугивать.

Появился новый сценарий: "силовики" заявляют, будто с вашего счета идут переводы в недружественные страны и нужно взять кредит на такую же сумму, чтобы отменить транзакции. Мошенники могут представляться кем угодно, присылать скрины "документов". Лишь бы заставить человека действовать под свою диктовку.

Но ведь речь идет о миллионах! Как у человека не срабатывают защитные механизмы, ведь он расстается с огромными суммами?

Андрей Кокорин: Мошенники стараются взять жертву в оборот и не отпускать ни на минуту. Постоянно быть на связи. Обрабатывать, не давая опомниться. Пенсионерку так "вели" три дня. Она была одна дома. Муж на даче, взрослый сын живет отдельно. Запугали, чтобы женщина никому ничего не рассказала. Ее возили на такси по разным отделениям банка, чтобы она сняла 700 тысяч рублей, но ей везде отказали. Мошенники заставили ее сменить телефон, чтобы звонить могли только они. Привезли в очередное отделение банка, где сотрудницы, заподозрив неладное, вызвали полицию. Женщину настолько зазомбировали, что она стала обманывать участкового, который ее узнал. Говорила, что она одинокая, а деньги ей нужны на покупку дачи. В итоге удалось ее спасти от мошенников.

Расскажите об антирекордах года.

Андрей Кокорин: В феврале 2023-го семейная пара рассталась с 15,4 миллиона рублей. С потерпевшими мошенники "работали" месяц. Супруги сняли свои накопления и набрали кредитов. Был тяжелый случай, когда женщина отдала все деньги, оформила кредиты и продала квартиру - лишилась единственного жилья. В декабре 2023-го чета пенсионеров заложила квартиру, чтобы отослать деньги аферистам.

На что обращать внимание, чтобы не стать жертвой мошенников?

Андрей Кокорин: Старайтесь не отвечать на звонки с незнакомых номеров. Помните, мошенники выходят на связь первыми. Относитесь настороженно к людям, которые звонят и вдруг называют ваши личные данные. Повторяю, настоящие работники банков и правоохранители никогда не будут вас пугать потерей денег или уголовным преследованием. По телефону следователи никогда не берут у людей показания, не раскрывают им детали дела.

Сейчас идет волна рассылок в мессенджерах от фейковых аккаунтов. Они очень похожи на настоящие. Вам может прийти сообщение якобы с работы. Мол, с вами скоро свяжется некая важная персона. Человек не понимает, что случилось, но его уже подготовили к звонку, и он ответит. Его попытаются сломить, чтобы он начал действовать под чужую диктовку.

Порой сами жертвы клюют на сомнительные предложения.

Андрей Кокорин: Часто люди, особенно пенсионного возраста, начинают пробовать себя в роли "инвестора", играть на виртуальных биржах. На этом построен сетевой бизнес. Так, кассир одного из хабаровских магазинов три месяца переводила кому-то средства, думая, что она инвестирует их, набрала кредитов. Больше четырех миллионов отправила неизвестным.

Еще один способ мошенничества - выгодное предложение повышать статус продавцам на маркетплейсах. Дескать, покупаешь товар, оставляешь отзыв, и тебе возвращают сумму с процентами. Сначала покупки на три-пять тысяч, потом на десять. Человек успокаивается, видя, что его не обманывают. Соглашается на следующий шаг - взять заказ на полмиллиона. Перечисляет деньги на указанный счет, и связь с "работодателем" обрывается.

Ловят жертв и на сайтах объявлений. Недавно два хабаровчанина перевели аферистам в качестве предоплаты за снегоходы по 450 тысяч рублей. Орудуют злоумышленники и на сайтах знакомств. Дама предложила кавалеру встретиться в театре. Скинула ему ссылку для покупки билетов, по которой он перешел на фишинговый сайт, а деньги улетели в неизвестность.

Что делать, если человек угодил в лапы мошенников?

Андрей Кокорин: Если вы стали жертвой аферистов, незамедлительно обращайтесь в полицию. Надо оперативно устанавливать, куда были перечислены деньги, с каких номеров поступали звонки и так далее.

Между тем

Как распознать мошенников

  • они выходят на контакт первыми;
  • оказывают психологическое давление;
  • просят сообщить персональную информацию о счетах;
  • не дают времени на размышление.
Важно

Правила безопасности при общении с незнакомыми людьми по телефону

  • Не вступайте с неизвестными личностями в длительные диалоги, а также переписку в мессенджерах. Не обсуждайте свои персональные и конфиденциальные сведения по телефону.
  • Установите бесплатный определитель номеров. Он предупредит не только о нежелательных звонках, но и о подозрительных вызовах в мессенджерах. Ненужные контакты можно заранее заблокировать.
  • Сотрудники банков звонят по номерам граждан только, чтобы прорекламировать услуги - например, кредитные продукты. Если вы не заказывали телефонный разговор с менеджером банка - насторожитесь. Можно сразу бросать трубку, если собеседник представился сотрудником Центробанка.
  • Прекращайте разговор, услышав фразы "специальный или безопасный счет", "идут следственные действия, помогите задержать мошенников", "ваши деньги пытаются похитить, зафиксирована подозрительная операция", "оформлена заявка на кредит".
  • Не паникуйте, что бы ни услышали. Скажите, что перезвоните и возьмите паузу. Обдумайте, обсудите с другими людьми полученную информацию. Главное - не спешите.
  • Если звонок поступил от сотрудника правоохранительных органов, запишите его полные данные: ФИО, звание и должность. После завершения разговора можно перезвонить в дежурную часть полиции или других специальных служб и уточнить, состоит ли этот человек на службе в конкретном подразделении.