Ранее аналитики компании Smart Ranking указали, что российский рынок кофе увеличился почти на 21% в 2023 году и составил 102,7 млрд руб. Они также отметили, что в 2022 году оборот российского рынка кофе оценивался в 85 млрд руб., а в 2021 году - в 57 млрд руб., сообщает издание "Ведомости".
Основная причина популярности "кофе с собой" - это прежде всего экономия времени и денег. "Кофе навынос дешевле, чем напиток, приготовленный в кофейне, ассортимент можно легко расширить сиропом, для молодежи присутствует в спросе и имиджевая составляющая (соответствие формату ускорения жизни). Каждый второй покупатель - активный гражданин в возрасте 20-40 лет", - объясняет "РГ" доцент кафедры статистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Лебединская.
Еще одно несомненное преимущество - территориальная доступность, отмечает она. Кофеточки обычно располагаются в местах, где проходимость покупателей выше. Близость к покупателю становится неоспоримым преимуществом.
"Свою роль сыграло и снижение стоимости на готовую продукцию и повышение цен на продукты. Покупать готовую еду и горячие напитки стало проще и уже не бьет по кошельку, как раньше", - говорит замгендиректора КГ "Полилог" по PR Надежда Первова.
Если лет 10-15 назад заказать что-то перекусить из ресторана или зайти в кафе было маленьким праздником и видом досуга, то сегодня для горожан это становится рутиной и стилем жизни. Во многом потому, что это доступно и недорого, добавляет эксперт.
Рынок "кофе с собой" растет быстро. Однако, по мнению Лебединской, тренд, скорее, характерен для крупных городских агломераций. "В средних по численности населения городах темп жизни медленнее, соответственно, даже при более низких доходах времени и желания провести время в кофейных заведениях больше", - рассуждает она.
Первова, в свою очередь, также отмечает, что в крупных городах сетевые кофейни открываются у каждой станции метро. Но насколько долго этот рост может продолжаться - вопрос.
"Потребитель, скорее всего, станет более требовательным. Франшизы предлагают кофе по недорогой цене. При этом качество зерен зачастую страдает, а, значит, сетям нужно будет либо менять позиционирование, либо бизнес-подход. В новых спальных районах и ЖК, например, высокую конкуренцию между собой составляют прежде всего несетевые кофейни, конкурирующие близостью к квартире, качеством/вкусом напитка, а также сервисом персонала", - констатирует она.