- Вопрос избавления страны от старых автопокрышек не решится, если организаторы будут делать упор на традиционный метод, то есть централизованный сбор, механическую (разбивка до крошки) и химическую (пиролиз, термолиз, гидролиз) переработку шин. Создать такую систему очень трудно, а в России фактически невозможно, в санкционных условиях тем более - это дорого и энергозатратно. Сдавать колеса за свои деньги люди не любят. А общественные фонды и выигранные на это дело гранты - пустое, траты без результата. К тому же до процесса утилизации эти отходы накапливаются, образуя огромные свалки, которые "фонят" и грозят трудногасимыми ядовитыми пожарами, - считает Ефим Марголин. - Лучше пойти другим путем: старое превращать в новое. Если покрышку особым образом разрезать на продольные полосы, не нарушая сохранившийся рисунок протектора, текстуру, затем полосы переплести и скрепить, можно изготовить прочное и гибкое полотно. Оно способно выдерживать давление до 53 тонн на квадратный метр, а растяжение - 21 тонну на метр. Эта технология не требует высокотехнологичного производства, к тому же оставляет наименьший углеродный след.
При этом затраты будут несопоставимы с теми, что, например, прогнозируются при строительстве в Югре пиролизного завода по переработке покрышек в дизтопливо. Цена такого проекта - сотни миллионов рублей. Притом, что пиролиз, напоминает ученый, - грязный метод, поэтому дополнительно потребуются громадные деньги на очистные сооружения.
Изобретатель описал несколько способов плетения дорожных покрытий из покрышек и провел эксперименты: подкладывал небольшой коврик из старых колес под застрявшую в грязи машину, и та без труда выбиралась из плена. Ефим Михайлович убежден, что первостепенная задача - именно рассечь шины на "полуфабрикаты" (это можно эффективно делать на станке), чтобы предупредить главную экологическую угрозу в виде пожаров и отравления атмосферы. С единомышленниками он прикинул, что нарезанное сырье можно хранить на площади в 6-8 раз меньшей, чем целые колеса.
- Вторая задача - плетение покрытий под разные нужды: дороги и "пешеходки", временные объездные пути, укрепление стоянок, площадки для кранов и буровых установок, защита корней деревьев при строительных работах, переезды через ручьи и небольшие русла, укрепление грунта, подмываемых участков, применение в дренажных системах, защита от осколков и щебня при взрывных работах и так далее… Притом, думаю, финансирование на изготовление такого оборудования можно запросить у "ЭкоШинСоюза" (некоммерческого объединения производителей и импортеров шин. - Прим. ред.), - рассуждает Марголин.
А теперь, внимание, вопрос: что же нужно сделать, чтобы воплотить несложную схему? Изобретатель в числе главного называет волю и организаторские усилия интересантов. Но где они? Тут бы логично перечислить ПАТП, таксопарки, шиномонтажки и даже операторов по вывозу отходов. Да и в целом регионы. Заинтересует ли их это предложение?
Кстати, Ефим Марголин обращался со своей идеей в Федеральную службу исполнения наказаний России, настаивая, что привлечение к подобным работам заключенных положительно скажется на их адаптации к трудовой деятельности. Ответ не заставил себя ждать: ФСИН не возражает против взаимовыгодного сотрудничества и готов рассмотреть конкретные предложения по внедрению данного производства в своих учреждениях при условии обеспечения сбыта готовой продукции. На этом пока все, поскольку главный организатор процесса не найден.