19.01.2024 12:18

Ученые показали, как растения общаются между собой

Сегодня науке известно, что растения могут сигнализировать о грозящей им опасности. Когда на листья садятся насекомые-вредители, растения испускают летучие соединения, которые отпугивают насекомых, а также и предупреждают "сородичей". Но слышат ли они этот сигнал? И как на него реагируют?

Новые эксперименты ученых Сайтамского университета (Япония) позволили разобраться с этой загадкой. Более того, им удалось общение растений снять на видео. Для этого были использованы генномодифицированные растения, в которых биосенсоры подсвечивались при обнаружении притока ионов кальция. Как известно, именно они участвуют в передаче различных сигналов.

Когда насекомое-вредителя помещали на листья растения, оно выделяло в воздух химические вещества. Это происходило в течение нескольких секунд после появления вредителя. На снятом видео отчетливо видно, что неповрежденные гусеницей части растения резко реагировали на эти предупреждения всплесками активности ионов кальция - они быстро пробегали по листьям. Кроме того, удалось выяснить, в первую очередь на предупредительные сигналы реагируют бобовидные клетки, из которых образуются устьица. Также на сигналы об угрозе реагируют клетки, из которых состоят внутренние ткани листьев. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Communications.

Кстати, несколько лет назад исследователи выяснили, что растения во время стресса умеют кричать. Частота этого сигнала находится за пределами 20 000 Гц, поэтому его не слышит человеческое ухо, но способно уловить современное оборудование.