Приоритетом Года семьи объявлена традиционная российская семья. А какая она сегодня?
Ольга Воробьева, главный научный сотрудник Института демографических исследований РАН: Задумайтесь над цифрами. Десять российских мам из ста рожают троих детей или больше. Остальные девяносто мам дали жизнь только одному или двум малышам. Причем больше тех, кто рожает одного ребенка. Больше чем двух детей современные женщины рожать не стремятся, и это российская и мировая тенденция. Да, семьи сейчас малодетные, отношение к браку довольно свободное, часть семейных пар живут гражданским браком. Многие терпимо относятся к разводам: если первая семья не сложилась, создают вторую, иногда третью. Женятся позже, чем прежде. В селах чуть раньше, в городах - ближе к 30 годам. Предпочитают сначала обеспечить себя, выбрать профессию, потом создавать семью. Суть семьи, заложенная природой, - мама, папа, я - остается, а вот форм семьи может быть много, они меняются, тем более в нашем весьма модернизированном обществе. Таковы современные тенденции. Но рождаемость падает, и многоукладная семья явно переживает кризис.
Как обеспечить простое воспроизводство населения?
Ольга Воробьева: Пока никто в мире на этот вызов не ответил. Есть разные схемы действия - французская, шведская, американская... У всех свои достоинства и недостатки. Но, я думаю, у нас будет своя, российская модель.
А в чем ее особенности?
Владимир Ильин, профессор факультета социологии СПбГУ: Условных видов российской семьи пять. Первый и основной - семья долга, когда институт брака - это форма отношений человека и Бога. Когда "Бога нет" или он не приходит, это второй вид - атеистическая семья. Третий вид - семья удобств и привычки - пока, кстати, самый распространенный и устойчивый. Четвертый вид семьи - с философией рантье, когда предпочтение отдается не многодетности, а "разумному эгоизму" ради карьеры, путешествий и иных удобств. Такие семьи распадаются чаще других. И, наконец, "условно-досрочный" брак. Его можно сравнить с отбыванием наказания в одной камере. "Выход на свободу" - это рост числа разводов. Но не надо спешить с осуждением тех, кто выбирает неволю вместо "условно-досрочного освобождения". Парадокс: такие семьи чаще других дерутся, разводятся и... снова воссоединяются, часто храня верность до и после развода.
Какие из этих семей могут стать семьями будущего или просто крепкими?
Наталья Панфилова, семейный психолог, член правления Национальной ассоциации супервизоров: Все, если справятся с "родовыми пятнами" нового времени - развод и страх родить второго ребенка. В 2022 году на 1,05 миллиона регистраций браков пришлось 682,85 тысячи разводов. Среди причин распада семей - занятость на работе, иногда в другом городе (внутренняя миграция), зацикленность на самореализации. Трудоголизм приоритетнее семьи. Большое число разводов - до 29% - дают молодые люди со стажем семейной жизни до пяти лет. В таких семьях самое трудное решение для женщины - родить второго ребенка, когда семья на грани или уже формальна. Но лидирует по числу разводов средний класс - 37%. Ему сложнее как создавать семьи, часто поздние, так и удерживать, они одиночки.
Проблема и в том, что если для наших дедов развод был смываемым, но пятном на репутации, а для бабушек и вовсе часто крахом жизни, то ныне средний класс, обжегшись с первым опытом, "не заморачивается". До трети выбирают гостевой брак, треть заявляют, что без мужа (жены) им лучше, и чуть более трети идут на создание второй семьи. Я как психолог работаю на сохранение семьи, но должна признать: все чаще психологи помогают разводиться. Мы разгребаем практику, которую задает не государство, занявшее фигуру умолчания, не школа и не Церковь, а успешный средний класс - за одну жизнь создавать одну за другой две семьи. Это не устойчивая норма, но тренд на "успех", которым, подражая, заражаются разные части общества. Однако было бы большой ошибкой такие семьи выводить за рамки традиции. Их надо беречь, поскольку именно семьи среднего класса чаще рожают второго, реже - третьего ребенка.
Что нужно сделать, чтобы были стимулы сохранять единственную семью, а не перебирать варианты?
Ольга Воробьева: Это еще один переломный момент обновления традиционной семьи, которая все равно модернизируется. И вот тут государство и Церковь проигрывают времени и обывателю. Это одна из субъективных причин того, почему в последние годы падает рождаемость. Если в 2015-м коэффициент рождаемости на одну женщину составлял 1,78, то в 2023-м - 1,5. Для простого воспроизводства, как известно, этот коэффициент должен составлять 2,1. У падения рождаемости есть как объективные причины - это мировая тенденция, усугубляющаяся в России тем, что у нас в период деторождения вступило поколение 90-х, когда детей рождалось меньше.
Но есть и субъективные причины. Они дают простор для демографического маневра, а мы пока раскачиваемся. Так, параллельно идет интересная тенденция: в общем количестве рождений растет доля вторых детей, кстати, как в первых семьях, так и во вторых. Еще растет число многодетных родителей. То есть люди не только хотят, они умеют жить семейной жизнью, иногда вопреки глобальным тенденциям. Они не умеют просить о помощи. Так создайте им условия! Но гармонизация семейной политики - комплексная проблема, она требует разноплановых мер не только в рамках Года семьи. Однако пока в проекте "Национальной идеологии" декларированы поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, но программы не заработали.
Наталья Панфилова: В том-то и дело, что ценности гармонизации семьи вступают в противоречие с миграционной и градостроительной, нацеленной на концентрацию населения в больших городах, политикой. Еще есть интересы бизнеса, которому не нужны беременные или кормящие мамы на работе. Его устраивают трудоголики, желательно карьеристы-одиночки. Я бы вызов гармонизации семьи сравнила с вызовом создания комфортной городской среды. Помните, какие у нас были дороги-расстояния с пробками? Но ведь создали же автобаны, парки, пешеходные улицы со скамейками и просто города, откуда не хочется уезжать. Логика комфортной городской среды: она ждет комфортную семейную среду обитания. Ее главные фигуры - мама и ребенок.
Прежде всего надо на качественно новом уровне вернуть женщину в семью, понимая, что она уже никогда не оставит работу и не будет рожать по пять - семь детей. Удаленка, сокращенный рабочий день, продление отпуска по уходу за ребенком до двух-трех лет - все это не блажь, а новая реальность ради того, чтобы женщины, которые хотят и могут физически родить, могли родить два-три раза. При этом данность - домашнее пребывание для матери даже двоих детей может затянуться надолго, что связано с объективными обстоятельствами ухудшения здоровья у каждого последующего поколения. Есть нужда законодательно признать: мать троих детей - это круглосуточная занятость.
У нас же пока иные ориентиры на иные ценности. Зайдите в поликлинику. Рядом с гинекологическими кабинетами лежат брошюры, посвященные способам контрацепции. Порог в 16 лет обозначен как начало половой жизни, а в 26 - как возраст, когда женщина готова стать матерью. А рядом предложения заморозить яйцеклетку, если менопауза близка, а родов не было. Факт: сначала женщину ориентируют на достижение иных целей, а в зрелые годы предлагают дорогостоящие способы обрести счастье материнства.
Владимир Ильин: Еще мы должны понимать, что не всем так везет, особенно женщинам, создать вторую семью. Выдержать распределение равноправных ролей в семье, особенно ношу экономической независимости, удается тоже не всем. Нередко финансовая независимость перерастает в независимость от морали, а вторая семья, особенно гостевой брак, часто заканчивается или "условно-досрочным освобождением", или хождением по мукам между двумя семьями. Так получается, что когда самодостаточность "М" и "Ж" зашкаливает, дети могут быть или разделены по вновь созданным семьям, или не рождаться в новых браках. И синдром пустоты накрывает кого-то от сравнений с семьей "бывших", кого-то от "чужих" детей, кого-то от их отсутствия.
Наталья Панфилова: Я заметила, что вторая семья устойчивее, если в ней есть малыш от первого брака, либо еще рождается. Тогда самодостаточность чаще обретает равновесие и реже дает крючки, за которые могут цеплять близкие и "бывшие". Отчужденность семей с детьми поправима. Любовь ведь не та, что выдерживает годы разлуки, а та, что не стирается от долгих лет близости и почти неизбежного внедрения в личное пространство супруга. Когда есть дети, они "цемент" и автономии тоже, если есть чувства.
А что с молодыми и бездетными семьями? Чем обернется идея парламентариев не давать материнский капитал женщинам, впервые родившим после 30 лет? И так молодых обидели: программа маткапитала работает с 2007 года, а выплаты за первенца начались с 2020-го. Оправданны эти ограничения?
Ольга Воробьева: Надеюсь, их не введут. Финансовые меры помощи значимы. У нас и так изменилась модель демографического поведения: многие молодые люди не торопятся создавать семью, а создав, откладывают рождение первенца. Чтобы нейтрализовать эту модель поведения, нужно 10-20 лет. Демографические тенденции крайне медлительны. Но и изменить демографическую модель поведения резкими мерами, такими как ограничение возможности получения маткапитала, не получится. Однако нельзя относиться к маткапиталу как к какой-то покупке: "Я рожу потому, что вы мне платите". Несмотря на снижение рождаемости, надо быть честными с молодыми - помогать им, а не взвалить на общество проблемы молодых семей. Опасно формировать мнение: "Вы рожайте, мы заплатим". Это ошибка, которую, надеюсь, государство не сделает. Деньги важны, но только они не решают проблему рождаемости. Концепт все же иной: "Вы рожайте, а мы будем создавать семейный и общественный микроклимат, который укрепит семью как ценность". А маткапитал, это скорее не стимулирующие, а компенсирующие меры для тех, кто готов иметь детей.
Таким стимулом для рождения детей станет законодательное закрепление статуса многодетной семьи? Что он даст многодетным?
Лилия Овчарова, проректор НИУ "Высшая школа экономики": Он поможет изменить в общественном сознании отношение к многодетности. Сегодня у людей есть стойкое мнение, что многодетность приводит к бедности. Надо, чтобы у семей исчез страх перед многодетностью, например, из-за экономических трудностей. Или если родится ребенок с нарушениями здоровья, а у семьи будут помощники в лице госслужб, которые смогут дать консультацию, как решать проблемы, - тогда мотивация на многодетность вырастет. Но для этого мало декларировать статус многодетной семьи.
Нужно создавать инструменты закрепления этого статуса не только на бумаге. А у нас пока единственный инструмент улучшения жилья для больших семей - ипотечный кредит. Доступен он ограниченному кругу людей, несмотря на то,что многие участвуют в таких программах. Да и использование материнского капитала необходимо продумать так, чтобы люди за его счет строились или покупали жилье у государства по неспекулятивным ценам и не выплачивали десятилетиями проценты по ипотеке. Не секрет, что каждый раз повышение материнского капитала ведет к росту цен на жилье.
Кроме ипотеки, о каких инструментах вы говорите?
Лилия Овчарова: Мое видение - программы укрепления семьи, в том числе многодетной, должны пополниться инструментами, которые не связаны с бедностью. Для этого нужно переформатирование институтов укрепления семьи - семье надо помогать не только тогда, когда она бедная, а и тогда, когда она в ресурсном состоянии. Она может и хочет рожать, но тому есть помехи. И не только сверхзагруженность на работе или та же защитная реакция на рост жизненных стандартов отодвигают людей от рождения детей.
Мне кажется, что повестка нашего следующего общественно-политического цикла - это повестка улучшения условий жизни, роста заработной платы и формирования ценностей. Именно ценности выходит на первый план. Сообщество образованных и самодостаточных людей всегда сплачивается ценностями. А они, кроме СМИ, в основном формируются вокруг системы образования - в детсадах, школах, вузах. Уровень жизни работников этих сфер, как и системы здравоохранения, должен стать приоритетным. Это тоже элемент здоровой социальной среды обитания, где семья - сердце.
Политики говорят, что демографическая ситуация в стране начнет улучшаться примерно через три года. Не рано с учетом демографической зимы?
Ольга Воробьева: Есть надежда, но есть и расчеты. К 2030 году численность работников в возрасте от 30 до 39 лет сократится на 30%, или до 7,2 миллиона человек. Ситуация, в которую мы входим, ожидаема - наследие 90-х. Молодые будут рожать меньше, их физически меньше. Ставка на тех, кому за 30 лет. То есть на второго, третьего ребенка. Однако физически крепких женщин, способных без ущерба для себя родить здорового ребенка, становится тоже меньше. К тому же люди отказывают себе в том, чтобы иметь еще одного ребенка, понимая, что им придется платить за его учебу, развитие, лечение. Но у нас есть ресурс времени. Он в возрождении социального государства с бесплатным качественным образованием.
В стимулировании работодателей переводить женщин, имеющих детей, на удаленку или льготный режим работы. В эволюции маткапитала. Возможно, стоит давать маткапитал за каждого последующего ребенка - третьего, четвертого. Обеспечивать многодетные семьи авто по льготным ценам или за госсчет. Имеет резоны ввести практику изъятия пустующих инвестиционных квартир и домов с предоставлением их многодетным семьям в социальный наем.
Нужно стимулировать развитие регионов, особенно проживание за городом, диверсифицировать экономику, параллельно обустраивая сельские школы и больницы. Ведь на селе, где сам Бог велел растить здорового ребенка на чистом воздухе и свежих продуктах, нет возможности не только вылечить или выучить его, но даже родить. В части районных больниц закрыты родильные отделения, а выделяемые средства идут на перинатальные центры в больших городах. Надо менять этот тренд. Как и отношение к пожилым. Для людей предпенсионного возраста разумно ввести официальный статус "бабушка" и "дедушка" с возможностью более раннего оформления пенсии ради присмотра за внуками. Где-то здесь и просматриваются очертания русской модели развития традиционной семьи. То есть пришло время комплексной семейной политики. И вот если все эти механизмы укрепления семьи будут запущены, рождаемость начнет расти, но в рамках обновленной традиции - модернизированной семьи.