Действо касалось бы религиозной сферы, если бы не фундаментальные политические процессы, происходящие и в Индии, и по всему миру. Завершение эры универсализма, олицетворением которой была либеральная политико-экономическая глобализация конца 1980-2010-х годов, подхлестнула повсеместно спрос на специфическую идентичность. В Индии этого с лихвой - более многообразной и своеобразной цивилизационной общности еще поискать. Однако именно после прихода к власти в середине прошлого десятилетия Бхаратия джаната парти, которую возглавляет Моди, ставка сделана на идейную консолидацию вокруг индуистской самобытности.
Отношение к этому неоднозначное. Хотя индуисты составляют 80 процентов населения Индии (свыше миллиарда человек), хватает сторонников более светской и менее националистической направленности (их представляет вторая главная партия страны Индийский национальный конгресс, находящаяся в кризисе) и приверженцев других религий. На втором месте ислам, а это в общей сложности более 200 миллионов граждан, что делает Индию третьей страной в мире по численности мусульманского населения.
Деликатность ситуации с Айодхьей в том, что на месте возведенного ныне храма стояла мечеть, но она, в свою очередь, построена несколько столетий назад при правлении Великих Моголов вместо снесенного индуистского культового сооружения. Давние противоречия обострялись не раз, особенно после обретения Индией независимости, а в начале 1990-х годов произошли масштабные кровопролитные столкновения на религиозной почве с большим количеством жертв.
Нынешние акции - еще и часть избирательной кампании перед всеобщими выборами, которые пройдут весной. Автор этих строк, побывавший в начале года в Нью-Дели на выездном заседании клуба "Валдай", имел возможность приобщиться к интенсивной агитации. Портреты Нарендры Моди и его высказывания сопровождают по всем трассам, а телеканалы освещают его деятельность с чрезвычайной тщательностью. Индия только что завершила очень успешное председательство в "Группе двадцати", и напоминания об этом периоде также везде - как свидетельство быстро растущей международной роли Индии.
Спорить с последним сложно, хотя помимо действительно эффективного и временами даже эффектного позиционирования Индии немалую роль сыграли внешние факторы. Обострение мировой напряженности снижает умение крупнейших игроков проводить в жизнь свои интересы и повышает их стремление к нахождению сильных партнеров. А поляризация по линии Запад - Россия и США - Китай делает Индию, крупного и достаточно независимого международного игрока, важным фактором, способным смещать общий баланс в ту или иную сторону.
Индия - страна сложная, объективно обремененная множеством проблем, у которой максимум ресурсов и сил всегда будет уходить на саморазвитие и поддержание внутренней стабильности. Попытка Моди выстроить идейно-политическую вертикаль отчасти призвана высвободить часть энергии на внешние начинания, впрочем, результат этого еще предстоит увидеть. Однако у Индии есть одна особенность. Она, строго говоря, может вообще ничего не делать, но ее масштаб (демографический, рыночный), местоположение и культурная традиция (самодостаточность, опирающаяся на твердую уверенность в себе, в некоторой степени даже в собственном превосходстве) гарантируют значимое место на мировой арене. Просто сам факт наличия этой державы.
Цель, провозглашенная Моди, - превратить Индию к столетию ее независимости в 2047 году в развитое государство. Трактовать это можно по-разному, но понятно, что до этой цели стране с населением в полтора миллиарда человек еще очень далеко. И все усилия, в том числе внешнеполитические, будут направлены туда.
Сегодняшняя Индия интересна не только сама по себе, но и как пример поведения самостоятельного государства в меняющейся международной среде. С одной стороны, Индию (как и многие другие страны) устраивает повышение уровня демократичности мировой обстановки. Гранды более не могут так навязывать другим свои требования, как еще лет десять назад. Чем больше пространства для маневра и чем меньше обязывающих отношений, тем лучше. С другой стороны, если у индийского взгляда на международную безопасность и есть константа, то это недоверие к Китаю и страх перед ним.
К России в Индии относятся хорошо, наследие предшествующих десятилетий прочно. Однако на этом фундаменте пора строить новое здание с учетом других мировых обстоятельств. Иначе рано или поздно фундамент станет воспоминанием о некогда сиявшем храме двустороннего взаимодействия, а не основой для его ренессанса.