Автомобили на газе предложили сделать обязательными для госслужащих

Пересаживание российских чиновников на служебные автомобили отечественного производства может быть полезным не только для российского автопрома и казны, но и для экологии. С подобной инициативой выступили петербургские депутаты, которые отправили обращение на имя председателя правительства России.
Эксперты уверены, что необходимая для перевода на газ инфраструктура в больших городах уже есть.
Эксперты уверены, что необходимая для перевода на газ инфраструктура в больших городах уже есть. / Архив "Газпром газомоторное топливо"

Как считают в парламенте Петербурга, перевод на газ служебного автотранспорта улучшит экологическую обстановку, снизит расходы бюджета на транспортное обеспечение органов власти, способствует развитию сети автомобильных газозаправочных станций и стимулирует граждан в качестве положительного примера к переводу на газ своего личного автотранспорта. Кроме того, использование экологически чистого и дешевого газа сократит предпосылки для возникновения в регионах дефицита бензина и дизельного топлива.

Эти доводы нашли понимание у федеральной власти, по решению президента взявшей курс на замену иностранной автотехники на отечественную в служебных гаражах. Как стало известно из ответа на обращение в адрес главы правительства, Министерство энергетики России считает возможным директивное установление обязательства по доле транспорта на газомоторном топливе при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд в субъектах Федерации, где в достаточной мере развита инфраструктура газовых заправок.

В свою очередь, Минфин по поручению правительства совместно с Минэнерго, Минпромторгом и Минтрансом России проработает вопрос о запрете приобретения автомобильной техники на традиционных видах топлива за бюджетные средства в регионах, где уже есть достаточное количество газовых заправок.

О какой примерно доле машин на газомоторном топливе в общем объеме госзакупок автотехники может идти речь? По мнению авторов инициативы, доля такой техники в новых закупках должна составлять не менее половины. Параллельно необходимо вести переоборудование для работы на ГМТ существующего служебного автопарка в тех регионах, где есть заправочная инфраструктура.

Вместе с тем возникает вопрос, что будет считаться критерием развитости такой инфраструктуры и не ограничится ли реализация инициативы двумя столицами? На сегодняшний день в России работает более 900 газовых заправок, но львиная их доля расположена в европейской части страны. Газозаправочную сеть можно считать развитой, когда ключевым потребителям комфортно заправляться на удобно расположенной по их маршруту заправке качественным топливом по лояльной цене, полагает депутат Андрей Рябоконь. Он уточнил, что инфраструктура признается достаточной, если имеется не менее одной газовой заправки на 400-500 автомобилей (одна колонка станции - на 150 машин). Исходя из этого критерия Москвой и Петербургом пересадка госслужащих на газомоторный транспорт не ограничится.

Как отмечают в петербургском Заксобрании, предложение депутатов уже нашло понимание у профильных чиновников Смольного, входящих в состав рабочей группы. На федеральном уровне необходимость максимально поддержать газомоторный тренд подтвердила комиссия Госсовета РФ по направлению "Энергетика". В октябре 2023 года она рекомендовала правительству страны и властям регионов выработать предложения по дополнительным мерам господдержки, таким как субсидирование, льготные кредиты и лизинговые программы для производства газомоторной техники, а также для стимулирования переоборудования техники на газомоторное топливо. В связи с этим есть надежда, что инициатива петербургских законодателей начнет воплощаться в жизнь уже в 2024 году.

Эксперты компании "Газпром газомоторное топливо", к которым "Российская газета" обратилась за комментарием, отмечают, что даже на существующей сети метановых газозаправочных станций можно дополнительно заправлять газомоторным топливом около 500 тысяч транспортных средств, увеличив потребление ГМТ на внутреннем рынке на 4,7 миллиарда кубометров.

Экономия затрат на топливо одного автобуса на газе достигает 900 тысяч рублей в год

В качестве примера экономии бюджетных средств за счет использования ГМТ в компании привели расчеты по организации пассажирских перевозок на автобусах, потребляющих метан. Согласно этим данным, на метановых заправочных станциях в 74 регионах страны можно заправлять 90 тысяч автобусов в сутки, что составляет 26 процентов от общей численности автобусов, работающих на маршрутах. В то же время в 2023 году только 21,5 тысячи автобусов использовали природный газ в качестве моторного топлива, и это всего 24 процента от общего количества автобусов, которые потенциально могут ездить на природном газе.

"При использовании компримированного природного газа (КПГ) в качестве моторного топлива экономия затрат на топливо составляет для автобусов от 700 до 900 тысяч рублей в год. Экономия бюджета от использования в качестве моторного топлива КПГ на 68,5 тысячах автобусов будет составлять 48 миллиардов рублей ежегодно", - подсчитали специалисты. Нет оснований сомневаться в том, что перевод на газ служебных машин даст аналогичный эффект.

В связи с этим компания "Газпром газомоторное топливо" поддержала позицию органов власти, выступающих за установление приоритета закупок техники, работающей на природном газе, за счет бюджетных средств и для исполнения муниципального заказа в регионах, где создана газозаправочная инфраструктура.