О популярности данного направления в СЗФО прямо говорят цифры. Так, например, в Калининградской области за минувший год провели около пяти тысяч ярмарок, что на 700 больше, чем в 2022-м. Причем торговлю организовывали не только по выходным и праздникам. В регионе появились отдельные площадки для представителей малого и среднего бизнеса, которые работают каждый день.
Торговать напрямую зачастую выгоднее фермерам, поскольку из цепочки уходят лишние посредники, а вместе с ними - дополнительные расходы и недополученная прибыль. Ранее калининградские аграрии жаловались на грабительские расценки местного ретейла. Сдавать "молочку", овощи и фрукты им предлагали по бросовым ценам практически себе в убыток. Торговые сети тем временем накидывали на сельхозпродукцию приличную наценку и оставались в плюсе. Ярмарки позволили изменить ситуацию к лучшему.
- Сбывать свою продукцию магазинам выгодно крупным компаниям. Они могут получать от этого прибыль за счет больших объемов производства. Для мелких фермеров, у которых по 10-15 коров, это невыгодная история. Мне проще продавать молоко, сыр, масло и творог своим знакомым, друзьям и постоянным клиентам. Ярмарки в этом плане очень сильно выручают, поскольку ты работаешь с покупателями напрямую, - прокомментировал калининградский фермер Александр Тимофеев.
Эту позицию разделяют и аграрии Псковской области. Далеко не первый год на территории региона проводят винный и сырный фестиваль, который стал отличной площадкой для продвижения отечественных брендов. Многие из них не уступают и даже превосходят по качеству зарубежные аналоги. Ярмарка, начальной целью которой была поддержка местного производителя, разрослась до масштабного фестиваля со своей продуктовой линейкой, мастер-классами и научными сессиями. А у региона появилась новая точка притяжения для туристов.
В Новгородской области сельскохозяйственные ярмарки проводят по всему региону начиная с сентября. Акцент здесь на сельское население, а не на жителей крупных городов, привыкших покупать продукты в магазинах и на рынках. Торгуют в основном овощами, рыбой и медом.
Такие мероприятия, убеждены эксперты, уже давно переросли формат обычной уличной торговли и превратились, по сути, в гастрономические и культурные витрины. Кроме того, регулярное проведение ярмарок подталкивает власти регионов благоустраивать новые территории, которые ранее были заброшены. Нередко к процессу подключается и крупный бизнес. В выигрыше остаются все.
- К организации ярмарок все чаще присоединяются культурные и общественные пространства. У нас уже был опыт совместной работы калининградских мастеров и историко-краеведческих музеев, которые устраивали совместные тематические мероприятия. Формат пользуется большой популярностью, поэтому такие ярмарки мы обязательно повторим в 2024 году, - рассказала заместитель министра экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Ирина Гракова.
Хорошим симбиозом крупного и малого бизнеса стала ярмарка на территории исторического пивоваренного завода "Понарт" в Калининграде. После его реконструкции владелец пытался вдохнуть жизнь в обновленную территорию. На помощь пришли местные фермеры и ремесленники. Еще на стадии установки павильонов, несмотря на холодную погоду, сюда стали активно приходить за покупками горожане. Благодаря "сарафанному" радио ярмарка начала набирать обороты, а сам завод превратился в популярное туристическое место.
В небольшом поселке Знаменск на востоке Калининградской области, напротив, хаотичный рынок на одной из центральных улиц решили сделать цивилизованным. Для этого власти муниципалитета заложили проект обустройства современных торговых рядов в существующую программу конкретных дел. В результате у фермеров появится официальное место для торговли своей продукцией, а у поселка - новая точка развития.
Впрочем, несмотря на все плюсы ярмарок, есть у них и ощутимый минус - практически полное отсутствие контроля качества. Особенно если речь идет о сезонной торговле или праздничных мероприятиях. Поэтому потребителю нужно быть максимально бдительным. Наиболее остро ситуация обстоят с фермерским медом.
- Чаще всего производители недостоверно указывают ботанический вид меда - заявленный вид не соответствует фактическому. Например, в банки фасуют подсолнечниковый, но выдают его за натуральный цветочный, донниковый, акациевый и липовый. Реже встречаются грубые подделки, когда в продукт добавляют сахарный сироп или патоку. В законодательстве отсутствует методика определения фальсификации меда сахарами, и недобросовестные производители пользуются этим, - подчеркнула заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.
Внимательно изучать следует также мясную и молочную продукцию. Не стоит забывать, что у официальных фермеров, торгующих на ярмарках, обязательно должны быть все необходимые документы. Если они отказываются их предоставить, то это должно навести покупателей на определенные мысли.
Современные ярмарки постепенно переходят в онлайн-формат. Мастера и ремесленники могут выставлять свою продукцию на популярном отечественном маркетплейсе. В рамках специальных акций при поддержке Минэкономразвития России они могут бесплатно поднимать свои товары в "топе". Это позволяет малому бизнесу и самозанятым укрепить свои позиции на рынке и привлечь новых заказчиков.