Как пожар на складе в Петербурге изменит рынок маркетплейсов

Январский пожар на складе маркетплейса в Петербурге стал крупнейшим ЧП в сфере онлайн-торговли за последнее время. До сих пор дела у нее шли прекрасно: объемы продаж только росли, открывались новые пункты выдачи заказов. Сейчас компания, которой принадлежал склад, разбирается с последствиями: покупатели ждут товаров, продавцы - компенсаций за уничтоженное огнем имущество. Но повлияет ли это событие на весь рынок маркетплейсов? Опрошенные "РГ" эксперты расходятся во мнениях: одни считают, что все останется по-прежнему, другие - что изменится даже законодательство.

Среди вероятных последствий называют рост ставок страхования объектов складской недвижимости. Огромные помещения гигантов онлайн-торговли, где часто трудится низкоквалифицированный персонал, всегда были в зоне повышенного риска, отмечает заместитель гендиректора консалтинговой компании Lamacon Иван Глушаков.

- По итогам 2022 года, когда произошли пожары сразу на нескольких больших складах, страховщики подняли ставки примерно на 30 процентов. Поэтому закономерно ждать их роста и сейчас. А учитывая, что из-за дефицита складских площадей ставка аренды также растет, ужесточение страховой политики сделает такую недвижимость еще более "золотой", - полагает эксперт.

Скажется ли это на комиссиях маркетплейсов и ценах товаров для покупателей? Многие аналитики считают, что да. Но на фоне общего подорожания различных категорий продукции это едва ли будет очень заметно.

По мнению экспертов, пожар на петербургском складе может повлиять и на логистическую структуру Северо-Запада. Складской комплекс в Шушарах был крупнейшим хабом интернет-магазина в СЗФО, подчеркивает основатель сервиса аналитики маркетплейсов LikeStats Максим Одинцов. Он обеспечивал быструю доставку товаров в этом направлении. Второй склад - в Ленобласти - не справится с прежним объемом поставок. Компания заявила, что в ближайшее время откроет в Петербурге новый объект на замену сгоревшему, но пока неизвестно, где он будет находиться и какие объемы сможет принять. Скорее всего, товары пока будут поставлять из других регионов и сроки доставки увеличатся, предположил эксперт.

Вполне вероятно, что игроки рынка онлайн-торговли и вовсе будут сокращать свою инфраструктуру на Северо-Западе, считает Иван Глушаков:

- Раньше складские объекты Северной столицы и Ленобласти имели большую стратегическую значимость. Через порт Санкт-Петербурга в Россию шел огромный поток импортных товаров. Сейчас фокус смещается на Дальний Восток, а логистические объекты СЗФО обслуживают в основном спрос внутри региона, - поясняет представитель бизнеса.

Ущерб от пожара в Шушарах оценивается в сумму до 17 миллиардов рублей. И в таких случаях чем больше объект, тем выше убытки. Возможно, ЧП сподвигнет интернет-магазины отказаться от крупных хабов?

- Сомневаюсь, что маркетплейсы добровольно станут уменьшать размеры сортировочных центров. Это возможно лишь в том случае, если государство введет какие-то ограничения. Несколько маленьких складов по разным адресам вместо одного большого - это лишняя нагрузка на транспорт и персонал, увеличение рисков пересорта (расхождения между видами товаров. - Авт.) и расходов на содержание таких объектов, - делится мнением Максим Одинцов.

Онлайн-площадки не откажутся от масштабных складов, так как их цель - максимально короткие сроки доставки товаров до покупателя, соглашается представитель сервиса аналитики маркетплейсов EGGHEADS Татьяна Бирюкова. Маркетологи доказали: чем быстрее покупатель получает свой товар, тем меньше у него времени на осмысление и отказ от покупки, порой спонтанной и необдуманной. А максимальную скорость доставки маркетплейс может обеспечить только в случае хранения товаров на его складе или в распределительном центре. На этом выстроена вся логистика в этой сфере.

Предполагается, что после ЧП в Петербурге контролирующие органы и сами агрегаторы будут обращать больше внимания на пожарную безопасность складских объектов. По мнению маркетолога Максима Оганова, пожар может подтолкнуть их к укреплению систем безопасности и мерам по минимизации потерь. Возможно, маркетплейсы станут жестче относиться к поставкам потенциально возгораемых товаров, считает основатель консалтингового агентства Анастасия Крылова.

Но есть и другая точка зрения - пожар на складе в Петербурге ни на что глобально не повлияет:

- Он лишь временно затормозит развитие инфраструктуры маркетплейсов на Северо-Западе, но только до тех пор, пока не будет построен новый склад. В перспективе их станет еще больше - работы тут на годы вперед. И вряд ли стоит ожидать значительное ужесточение контроля со стороны государства, поскольку при пожаре в Шушарах обошлось без жертв. Словом, вспыхнуло и скоро забудется, - считает директор компании по управлению продажами на маркетплейсах Иван Колыхалов.

Логистический риск уже заложен в основу бизнес-процессов маркетплейсов, продолжает тему член генерального совета "Деловой России" Олег Воробьев. По его мнению, даже крупный ущерб не способен нанести непоправимый удар онлайн-торговле. Могут измениться разве что форс-мажорные пункты в договорах с поставщиками.

В любом случае управление рисками, в том числе пожаров и затоплений, умение быстро переключать товаропотоки станут ключевыми компетенциями для крупных игроков рынка электронной торговли, подытожил Иван Глушаков.

Мнение

Даниил Грунин, генеральный директор группы компаний SL-1:

- Страховать нужно не только склады маркетплейсов, но и пункты выдачи заказов. Они не являются собственностью маркетплейса, это франшизные ПВЗ. И на них также может произойти порча или потеря товара. Страхование необходимо, чтобы интернет-магазин и продавцы не несли значительные убытки в случае форс-мажорных ситуаций. Считаю, что пункт об обязательном страховании товаров надо внести в законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов, который сейчас рассматривается в Госдуме.