Служебное и инфраструктурное ПО – чего сегодня не хватает геймдеву

С уходом в 2022 году из России зарубежных компаний образовалась проблема с доступом к программному обеспечению, которым в геймдеве пользовались ежедневно. Но несмотря на ограничения и уход некоторых западных компаний, будущее геймдева в России выглядит перспективно. В России уже стал или постепенно становится недоступным привычный софт как для разработки, так и для менеджмента, но компании адаптируются и переходят на доступные аналоги ПО. Как индустрия привыкает к сложившимся реалиям и какой альтернативный софт использует сейчас, рассказывает бренд-директор игрового издателя и разработчика Astrum Ent. Олег Доброштан.
Служебное и инфраструктурное ПО – чего сегодня не хватает геймдеву
Служебное и инфраструктурное ПО – чего сегодня не хватает геймдеву / iStock

Игровые движки

Игровой движок – комплексное программное обеспечение, по сути, фундамент, на котором строится игра. Наиболее часто используемые в индустрии – Unreal Engine и Unity. У них обширные наборы инструментов, включающие редактор ландшафтов, симуляцию физики, анимацию, работу с освещением, поддержку VR и многое другое. Что более важно, они позволяют разрабатывать кросс-платформенные игры для большинства основных игровых платформ.

В сложившихся реалиях есть риск что компании-разработчики этих движков покинут российский рынок. Скорее всего доступ к ним не закроют, но могут перестать оказывать поддержку, выпускать обновления и прочее.

На данный момент идет разработка отечественного движка Nau. Этот инструмент выглядит весьма перспективно, будет поддерживать технологии DLSS, DirectX 12 и другие. Как и Unreal, он разрабатывается на языке C++. Как заявляют разработчики, Nau учитывает все современные стандарты и тенденции. В случае, если он заменит Unreal и Unity, возникнет вопрос с переносом существующих проектов на новый движок, а разработчикам потребуется время, чтобы привыкнуть к нему и изучить все возможности и особенности, но, как утверждает команда, сделать это будет несложно.

Стриминговые сервисы

Twitch и YouTube – основные платформы для размещения видеоконтента. Хотя вопрос их блокировки не поднимался на официальном уровне, он периодически мелькает в различных СМИ. Если говорить об игровой индустрии, то вероятно, наиболее серьезные последствия ощутит на себе (и не только от этого, о чем подробнее поговорим ниже) сегмент киберспорта, который задействует эти платформы для трансляции матчей. Так, трансляции всех соревнований российского шутера Warface проводятся на четырёх платформах: Twitch, YouTube, VK и VK Play. Последние как раз могут стать главными альтернативными стриминговыми площадками в случае отключения зарубежных стриминговых платформ.

В целом, сегодня VK Видео привлекает многих авторов на свою платформу, как в качестве стримеров, так и в качестве видео креаторов. Для стримеров доступны встроенные инструменты монетизации и аналитики, а также множество возможностей для поддержания интерактивности с аудиторией. Стримить можно как из браузера или мобильного приложения, так и при помощи привычного для авторов софта, например OBS Studio. К минусам платформы, на данный момент, можно отнести менее широкую, по сравнению с YouTube и Twitch, аудиторию, которая еще не готова полностью перейти на решение от VK. Также, на данный момент существует необходимость устранения некоторых технических особенностей сервиса. Например, если во время стрима с мобильного телефона автору кто-то позвонит, трансляция оборвется. Однако, вопрос решения технических проблем – лишь дело времени.

Киберспортивные сервисы

Рынок покинули как зарубежные организации, поддерживающие киберспорт, так и компании-разработчики платформ для проведения турниров, например, epulze. Альтернативой стало развитие собственных площадок и уже упомянутый VK Play.

Платформы для паблишинга игр

Steam, AppStore и Google Play ограничены для российского сегмента, и эту проблему уже ощутили на себе многие российские геймеры и разработчики. В Google Play по-прежнему можно размещать игры, но для российских разработчиков закрыта возможность их монетизации. В случае с Steam разработчикам закрыт доступ к выводу средств с площадки, если они зарегистрированы как российское юридическое лицо, а игрокам закрыт доступ к покупке игр российской картой. Геймеры постоянно находят лазейки для обхода ограничений, однако, все решения ненадежны и грозят потерей приобретенных проектов.

Российские аналоги уже существуют и активно развиваются. В случае с мобильными платформами, создан Rustore, который, однако доступен только пользователям Android. В случае с ПК VK создали свой магазин VK Play, на котором уже размещен AAA-проект Atomic Heart.

Но Steam служил не только платформой для паблишинга, он был идеальной площадкой для инди-разработчиков, на которой они могли находить комьюнити и рассказывать о своей игре огромному числу игроков. После того, как Steam покинул Россию, российские разработчики потеряли доступ ко всему этому. Однако, данный вопрос также находится в стадии активного решения. Недавно, издатель Astrum Entertainment, VK Play и АПРИОРИ объявили о запуске инди-инкубатора Prototype.indie. Компании планируют объединить российский инди-геймдев, заниматься его просвещением, помогать с выпуском игр и оказывать поддержку в разработке.

ПО для корпоративной связи

Эти ограничения хоть и оказались неприятными, но не сказались на игровой индустрии существенно, потому что на момент ухода западных компаний, уже существовали отечественные аналоги. Так, например, рынок покинул мессенджер для корпоративного общения Slack. Его преимущества заключались в интеграции со сторонними сервисами (Trello, DropBox, GitHub и прочее), поддержка всех популярных платформ и ориентация на корпоративную связь (возможность организации групповых звонков, групповые чаты и прочее).

Также, с рынка ушли другие корпоративные сервисы. Например, сервисы Google для бизнеса (российским юридическим лицам закрыта возможность оплаты подписки), облачные хранилища и другие. Альтернативой стали решения от Mail.ru и Яндекс. Как раз по причине их развитости и наличия комплексных инструментов (облачные хранилища, групповые звонки и прочее) не произошло просадки качества.

ПО для дизайнеров

Наиболее ощутимым ударом стал уход с российского рынка компании Adobe. Их инструменты дизайнеры использовали ежедневно для решения самых разных задач, начиная от работы с иллюстрациями и заканчивая анимацией. Найти альтернативу для пакета Adobe сложно, потому что не существует комплексных решений. Приходится сочетать несколько программ в работе, для решения некоторых задач активнее подключается, например, Figma.

Также, доступ на данный момент ограничен к программам для работы с 3D. Cinema 4D, 3Ds Max, Substance 3D Painter и другие — все они на данный момент недоступны на российском рынке, однако являются крайне важными, потому что работе с ними и рендерами (программами для финальной визуализации сцен), такими как Octane и VRay, дизайнеры учатся годами для получения реалистичных изображений. Альтернативой стала программа Blender, однако переход на нее занимает время, так как дизайнерам необходимо изучить ее особенности, привыкнуть к интерфейсу и, даже, не важным на первый взгляд, горячим клавишам, которые на самом деле сильно ускоряют процесс работы.

Также доступ был ограничен и ко многим фотостокам, которые часто помогали дизайнерам в работе, однако поиск их аналогов оказался несложным.

ПО для безопасности

Ушли из России и многие компании-разработчики программ для безопасности: ESET, McAfee, Avast, Norton, Bitdefender, Avira, Panda Security, ClamAV. В связи с этим перестали работать антивирусы ESET, Avast, Bitdefender и McAfee, а Norton начал блокировать и останавливать лицензии.

Эти ограничения не оказались серьезным ударом, так как отечественные аналоги им ничуть не уступают. Например, Яндекс имеет широкий спектр инструментов для поддержки безопасности.

Kaspersky также предоставляет решения в сфере безопасности, причем известен он уже даже за пределами стран СНГ. Программа использует различные методы сканирования, включая эвристический анализ и облачные технологии, чтобы обнаруживать новые и неизвестные вирусы, а также имеет удобный интерфейс, что упрощает взаимодействие с ней.

Что дальше?

Несмотря на ограничения ко многим важным рабочим инструментам и уход западных компаний, отечественная игровая индустрия адаптируется и находит альтернативные решения. А в случаях, когда их нет, создает свои. На данный момент решены не все проблемы, однако разработчики делают активные шаги к закрытию потребностей рынка.