Оценкой повреждений картин, которые кроме огня повредила и влага, когда их на руках выносили из только потушенного здания, займется группа специалистов из России. Ее формируют по поручению министра культуры РФ Ольги Любимовой. В команду вошли представители Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря, Государственного научно-исследовательского института реставрации, Третьяковской галереи и Русского музея. Сейчас реставраторы приезжают в Абхазию и приступают к работе.
Для первоначальной оценки повреждений российским специалистам выделили помещения в Национальной библиотеке.
Президент Абхазии Аслан Бжания поручил минкульту направить письма коллегам из России для привлечения дополнительной помощи.
- Привлеките реставраторов, а также выясните, имеются ли работы абхазских художников в хранилищах России и других стран и возможно ли будет организовать передачу Абхазии оригиналов или качественных копий этих произведений. Нанесен невосполнимый ущерб нашей национальной культуре. То, что можно будет спасти каким-то образом, мы, конечно, спасем, - сказал Аслан Бжания.
Галерея находилась в самом центре Сухума, буквально в ста метрах располагается министерство иностранных дел республики, городской парк и набережная, а в примыкающих зданиях - Русский театр драмы и Абхазский государственный драматический театр. Вспыхнул огонь посреди ночи, на вызов быстро приехали пожарные, но пламя распространилось слишком быстро, обрушив деревянные перекрытия и крышу.
- Огонь пошел с чердака от замыкания электрической проводки. Распространился на помещения, где хранились картины. Сейчас еще невозможно точно сказать, что уцелело - вынесли все, что осталось, будем подсчитывать. Часть, вероятно, можно будет восстановить, но это не первостепенные картины для искусства Абхазии, - отметил в разговоре с корреспондентом "РГ" директор галереи Сурам Сакания.
Среди уничтоженных огнем картин - около 300 работ известнейшего абхазского художника Александр Чачба-Шервашидзе. Его называют первым профессиональным художником республики. Шервашидзе много лет работал в Петербурге еще до революции и в том числе рисовал декорации для императорских театров. В 1918-1920 годах жил и работал в Абхазии и даже организовал театральные курсы и детскую художественную студию в Сухуме.
Также в числе картин были работы Варвары Бубновой, Ольги Брендель и многих известных художников Абхазии и России XIX и XX веков.
Все четыре тысячи полотен хранились в двух помещениях, которые в целом не были приспособлены для этих целей. По словам Сурама Сакании, предыдущее здание картинной галереи пострадало еще в начале 90-х годов прошлого века во время войны, а новое, которое выделили в начале "нулевых", требовало ремонта. Из-за этого ценнейшие для культурного наследия Абхазии акварели и другие картины лежали штабелями и ждали новых стен в двух комнатах на втором этаже Центрального выставочного зала союза художников республики, однако в результате сгорели дотла.
Еще одной огромной проблемой стало то, что большая часть картин даже не была оцифрована. Директор галереи уточнил, что фотографировали и вывешивали на сайт музея только некоторые работы из основного фонда, либо те, которые выбирались для иллюстраций к книгам местных писателей.
Нанесенный Абхазии пожаром ущерб в деньгах пока никто не считал. Некоторые работы конца XIX века могли стоить десятки тысяч долларов, но для этого нужно было провести оценку, а специалистов соответствующего уровня в республике просто не было. Да и застрахованы полотна не были.