В 2022 году против России введены новые ограничительные меры. Как они преодолеваются и какую роль в этом играет импортозамещение? Обсудим тему с доктором социологических наук, профессором Финансового университета при правительстве РФ Павлом Разовым .
Доля импорта составляет уже менее 40 процентов
На реализацию программы импортозамещения ежегодно выделяются миллиарды рублей. Какова, на ваш взгляд, отдача от этих вложений?
Павел Разов: Реализация этой программы дает возможность обеспечить стране экономическую безопасность. Идет активизация внутренних ресурсов. Это создает рабочие места и снижает безработицу (по данным Росстата, она в 2023 году составила 3,6 процента). Происходит развитие инфраструктуры для различных инновационных производств (медицина: вакцины, препараты для людей, страдающих сахарным диабетом, почечной недостаточностью, производство высокотехнологичной медицинской техники; IT-технологии: различные программные и цифровые платформы и программы для обеспечения работы государственных и финансовых структур и т.д.; активно развивается электроника, приборостроение, восстанавливаются технологии в авиастроении). Вложение денежных средств в различные программы, направленные на импортозамещение, дает экономический и социальный эффект, который можно ощутить уже сегодня. По данным из открытых источников, доля импорта составляет уже менее 40 процентов.
С 2014 года завершены уже тысячи проектов по импортозамещению. Вот только некоторые примеры: запущено производство полного цикла по выпуску специальной обуви для медицинских работников; импортные конструкционные пластмассы полностью замещены отечественными; запущено производство сверхвысокочастотных переключателей для искусственных спутников Земли; компоненты к российскому самолетному двигателю ПД-14 теперь изготавливает Пермский машиностроительный завод. Насколько эта продукция удовлетворяет наши потребности и в какой мере она соответствует необходимым стандартам?
Павел Разов: Правительство предъявляет жесткие требования к вводимым стандартам и стандартизации в целом. Но можно ли с уверенностью утверждать, что современная отечественная продукция удовлетворяет потребности наших граждан? К сожалению, нет. Тому множество причин. Прежде всего - утрата научных школ и высококвалифицированных работников. Погоня за снижением себестоимости продукции в ущерб качеству. Пресловутые конкурсные закупки и электронные торги, которые напрямую мешают добиться качества, так как эта система работает на понижение стоимости.
К началу 2022 года было налажено производство отечественных продуктов. Страна практически полностью обеспечила население мясом, рыбой, зерном и другим продовольствием. Что в этой сфере еще не удалось заместить?
Павел Разов: Прежде всего - семенной фонд. Он не до конца еще восстановлен (кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, картофель и ряд других культур). Зависимость от импортного сырья по отдельным семенным категориям составляет от 35 до 63 процентов, а в некоторых случаях доходит и до 90. Есть проблемы и с племенным материалом (птица, свиноводство, молочное скотоводство). Все это является следствием развала сельского хозяйства в прошлом. До сих пор сказываются прямая зависимость от импорта и бездумное уничтожение семенного и племенного фонда.
Выстраивать партнерские связи по поставкам компьютеров
У нас есть проблемы с импортозамещением в сфере цифровых продуктов - уровень зависимости от импорта здесь более 90 процентов. И если на ушедший иностранный софт еще находятся отечественные аналоги, то с компьютерами все гораздо сложнее. Стоит ли вообще пытаться выйти в этой сфере на мировой уровень? Не является ли эта цель утопической?
Павел Разов: На мой взгляд, эта цель утопична. К сожалению, в нашей стране не развита электронная промышленность. И дело не только в иностранных полупроводниках. У нас нет такого типа производств. Соответственно, нет и оборудования, высококвалифицированных работников, а самое главное - технологий. Но можно смело заключать контракты с Китаем (пример - поставки автомобилей на российский рынок), другими азиатскими государствами, имеющими достижения в этой сфере. То есть искать и выстраивать партнерские связи по поставкам компьютеров и другой микроэлектронной техники. Все это даст возможность выиграть время и приступить к созданию электронной промышленности в России.
В связи с ужесточением санкций правительство разработало дополнительные меры государственной поддержки отечественных предпринимателей: льготные кредиты и кредитные каникулы (в частности, для работников сельского хозяйства), отмена плановых налоговых проверок для представителей малого и среднего бизнеса, отмена комиссии за прием оплаты через систему быстрых платежей... Можно ли уже судить об эффективности этих мер?
Павел Разов: Конечно, можно. Многое видно и по наполнению бюджета, и по снижению уровня безработицы, и по возросшему участию населения в малом и среднем бизнесе. Данные меры позволили активно развивать разные направления экономики, преодолеть зависимость от импорта. Более того, в наше сложное время все виды государственной поддержки дают бизнесу уверенность в завтрашнем дне и понимание того, что они не останутся один на один со своими проблемами. Государство контролирует эти процессы во всех субъектах Российской Федерации. На эти меры ежегодно закладываются в бюджет огромные суммы. Если раньше говорилось, что преодоление кризиса и экономическое возрождение России возможно только через 8-10 лет, то сейчас благодаря государственной поддержке предпринимателей и бизнеса в целом экономика поднимается на глазах, показывая высокие результаты.
Правительство гибко подходит к легализации параллельного импорта
Легализация параллельного импорта вызвала разноречивые мнения. Кто-то считает, что без параллельного импорта нас ожидало бы беспрецедентное столкновение с дефицитом, кто-то предрекает рекордный наплыв контрафакта, кто-то опасается, что ввозимые таким путем товары будут стоить дорого. Лично вы чего ждете?
Павел Разов: Правительство гибко подходит к легализации параллельного импорта, ежегодно определяя перечень товаров, которые разрешается ввозить таким способом. Власть считает, что эти меры позволят снять напряжение и наполнить рынок ушедших товаров. Но параллельный импорт - это еще и повышение стоимости товаров, и снижение ответственности за их качество.
В чем, на ваш взгляд, параллельный импорт уже покрывает возникший дефицит, а в чем еще нет?
Павел Разов: Параллельный импорт покрывает дефицит различного рода комплектующих, семян, текстиля и некоторых продовольственных товаров. Но основная проблема - поставка европейских и корейских автомобилей. Население России к ним привыкло, и параллельный импорт эту проблему не решит. Далее в списке - электроника. Ввоз бытовых приборов и компьютеров в больших количествах затруднителен, и к тому же их работа напрямую зависит от программного обеспечения. Ну и, конечно же, одежда и косметика. В насыщении этими товарами отечественного рынка тоже есть сложности.
Люди просто привыкли к тому или иному бренду
Благодаря параллельному импорту потребитель получил доступ к продукции ушедших из России брендов. Например, к популярным смартфонам. Но в таких количествах, в каких они поставлялись раньше, их просто негде взять. Кроме того, у этих смартфонов должна быть сертификация, русификация, привычная программная оболочка, предустановленное российское ПО. Значит, дефицит все равно неизбежен?
Павел Разов: Российский рынок находится под мощнейшим санкционным давлением. Плюс ограничения на поставки громадного количества товаров, уход серьезных зарубежных компаний. Все это не может не привести к дефициту различных товаров, в том числе и смартфонов. Но это проблема скорее психологическая. Люди просто привыкли к тому или иному бренду. Надо понимать, что прошлого уже не вернешь, и ценить то, что есть. Дефицит будет покрываться другими производителями.
Минпромторг утвердил перечень товаров, разрешенных для параллельного импорта. Среди них звукозаписывающая аппаратура, фото- и кинотехника, медицинские инструменты, музыкальные инструменты, бытовая техника, автомобили премиальных марок... А какие товары в принципе не поддаются параллельному импорту?
Павел Разов: По большому счету таких товаров нет, завозить можно все, только с некоторыми товарами могут быть сложности (таможня, скоропортящиеся продукты и т.д.). Ценовая политика тоже очень сильно может влиять на поставки. Ну и, конечно же, продукция военного назначения.
Один из самых весомых пунктов в перечне товаров для параллельного импорта - автомобили и запчасти к ним. Государство узаконило механизмы поставок машин и деталей в обход официальных каналов, но это еще не решает всех проблем в логистике. Удастся ли выстроить логистические цепочки для поставок такого товара в Россию и какого качества он будет?
Павел Разов: Да, сейчас основное внимание приковано именно к налаживанию поставок автозапчастей к импортным автомобилям, так как на нашем рынке их очень много. Но я не думаю, что это стало проблемой. Просто все каналы работают теперь не напрямую, а через третьи страны. Постепенно ситуация стабилизируется, выстраиваются альтернативные логистические цепочки. Надо понимать, что процесс поставок автомобилей, запчастей к ним - это не односторонний процесс. Санкции бьют и по производителям, им тоже надо как-то выживать, и они тоже ищут пути поставок. Товары поставляются, цепочки налаживаются. Но возросли цены и время доставки. Европейские компании, как и японские, работают под заказ, а корейские и китайские поставляют товары регулярно.
Нельзя полностью ориентироваться на параллельный импорт
Возможно, у параллельных импортеров окажутся ниже издержки, но цены начнут расти за счет увеличения логистических цепочек. Тут каждый продавец будет устанавливать свою индивидуальную накрутку, а кто-то станет и демпинговать. К тому же на параллельный импорт значительно влияют валютные курсы. Стоит ли ожидать, что неофициально импортируемые товары будут стоить как минимум не дороже, чем те же товары в пору их ввоза в Россию легальным путем?
Павел Разов: Давайте будем реалистами. Любое усложнение в логистике неизменно ведет к повышению цены на товар. Это зависимая переменная, и никто в убыток торговать не будет. Но, конечно же, нужен контроль за происходящим на рынке, чтобы не было перекосов в сторону индивидуальной накрутки и желания демпинговать.
В Федеральной антимонопольной службе считают, что параллельный импорт снизит возможность недобросовестной конкуренции со стороны официальных дистрибьюторов в отношении импортеров, позволит ликвидировать ценовую, качественную и ассортиментную дискриминации со стороны правообладателей в отношении российских потребителей. В какой мере оправданы эти надежды?
Павел Разов: Надежда на это есть. Нормализация процессов на российском рынке, снижение возможности недобросовестной конкуренции и стабилизация цен - задача государства. И здесь правительству многое удается. Ажиотажа не наблюдается, рынок приходит в соответствие спроса и предложения.
К каким изменениям в собственной экономике России приведет расцвет параллельного импорта?
Павел Разов: Параллельный импорт должен существовать как дополнительный механизм развития различных секторов экономики, облегчать их функционирование, но не заменять их и не подавлять. На сегодняшний день параллельный импорт помог стабилизировать ситуацию на российском рынке. Но в дальнейшем полностью ориентироваться на него нельзя. Достижение независимости от импорта, развитие своих технологий - вот это хорошая перспектива для собственной экономики России.
Павел Разов - доктор социологических наук, профессор департамента социологии Финансового университета при правительстве РФ, член российского общества социологов. Постоянно работает в тесном контакте с органами государственной законодательной и исполнительной власти. Сфера интересов: социология семьи, социология рисков, социология труда и профессиональной мобильности. Автор более 100 учебно-методических и научных работ, учебников и учебных пособий по социологии.