Изменения климата, вызванные развитием промышленности - это действительно проблема. Однако хотел бы напомнить всем озабоченным изменениями в погоде, что в 12 веке в Англии вплоть до шотландской границы выращивали виноград, а в Норвегии - хлеб, вплоть до Полярного круга. Сегодня ни того, ни другого нет и в помине. Отсюда вопрос: какая промышленность в 12 веке выбрасывала столько парниковых газов, чтобы климат был намного теплее, чем сейчас? К тому же я не знаю ни одного региона, где начался бы голод из-за изменений климата. А для России глобальное потепление - очевидное благо. Рекордные урожаи последних лет среди прочего определяются и улучшением климатических условий ведения сельского хозяйства.
Всем давно понятно, что западная климатическая повестка представляет собой откровенное надувательство. Да, действительно, климат меняется, но почему - этого мы пока понять не можем. В то же время западные страны, воспользовавшись этим предлогом, пытаются заставить весь мир делать огромные инвестиции в создание "зеленой" энергетики. Понятно, что у слабых стран на это нет денег, так что "зеленая повестка" на практике означает новую форму колониализма - деньги на ветряки и солнечные батареи развивающиеся государства должны будут взять у Запада.
Про угрозы искусственного интеллекта для занятости я слышу уже наверное лет десять, если не больше. Какое-то время назад были очень популярны списки профессий, у которых нет перспектив в грядущем светлом мире разумных компьютеров. Однако почему-то кадровые агентства об этих списках не знают и продолжают активно набирать кассиров в магазины, водителей, бухгалтеров, юристов или редакторов, словом, всех тех, кого искусственный интеллект должен был вычистить из экономики уже много лет назад. Но почему-то не вычистил. А хорошего редактора найти сегодня совсем непросто, убедился в этом на практике. И компьютеры его заменить не торопятся.
Вирус Х, разговоры о котором вызвали такой большой интерес со стороны СМИ - это вообще песня. Высокопоставленные сотрудники ВОЗ, руководители фармацевтических компаний, чиновники из разных стран собираются и начинают обсуждать некую страшную эпидемию, смертность от которой может быть в 20 раз выше, чем от ковида. Потом выясняется что это всего лишь гипотеза, абстракция, математическая и демографическая модель, для построения которой был использован опыт борьбы с птичьим гриппом и другими опасными заболеваниями последнего времени. То есть собравшиеся в Давосе чиновники откровенно пиарились на страхах новой эпидемии, доказывали, что они сами очень нужны, потому что стоят на страже, а заодно работали на наполнение бюджетов фармацевтических гигантов.
Еще одно надувательство, которое настойчиво продвигается Всемирным экономическим форумом - это "экономика совместного потребления". Предполагается, что современные люди настолько мобильны, что никакой собственности им не нужно, а квартиру с машиной лучше всего арендовать. Если такая модель потребления станет основной, люди пожизненно будут обречены на уплату ренты крупному капиталу, который стоит за сервисами аренды и шеринга.
Так что же получается, Давосский форум не нужен?
Нет, несмотря ни на что он сохраняет свою ценность как площадка для диалога. Недаром Китай отправил туда своего премьер-министра. И далеко не все идеи, высказанные в Давосе, совершенно бесполезны. Встреча в одном месте нескольких тысяч неглупых людей не может быть бесполезной.
С другой стороны, Давос, и это совершенно очевидно, перестал быть местом выработки глобальной повестки. Да к тому же нас туда сегодня и не зовут. Наверное, через какое-то время Запад протрезвеет, но я бы не особо настаивал на возвращении России на Всемирный экономический форум.
Сегодня Россия стала серьезным игроком глобального не-Запада, одной из точек концентрации воли к сопротивлению неоколониальному западному давлению. Именно благодаря этому вокруг нас собираются развивающиеся страны Южной Азии, Латинской Америки и Африки, благожелательное отношение которых позволяет нам противостоять западным санкциям. Именно в рамках такого не-западного блока складывается новая архитектура продовольственной безопасности, неотъемлемой частью которой является Россия.
Но этого мало. Россия может и должна стать идеологом нового экономического роста, страной, где вырабатывается глобальная повестка социального и экономического развития. Эти темы регулярно обсуждаются на различных форумах, которые проводятся в нашей стране, однако очень часто основой их повестки все же являются совместные экономические проекты. Нам же нужна отдельная площадка, на которой будут проходить философские, политические экономические дискуссии, позволяющие понять будущее глобальной цивилизации, способной обеспечить высокое качество жизни людей. И российский опыт цивилизационного строительства может стать неотъемлемой частью такой дискуссии.