Вы знаете, что такое мискантус? Это слоновья трава, одна из разновидностей тростника, которая растет в Азии и Африке. До недавнего времени в России мискантус признавали лишь в качестве декоративного элемента, используемого в ландшафтном дизайне.
Но пару лет назад подмосковные фермеры решились на эксперимент. Посадили в Серебряно-Прудском округе 105 гектаров растения. Оно оказалось просто идеальной сельхозкультурой - неприхотливой, морозостойкой, не требующей удобрений и одинаково хорошо переносящей и засуху, и подтопление. А еще земледельцы заметили, что рядом с мискантусом волшебным образом куда-то пропал весь борщевик - сорняку новый сосед явно пришелся не по душе.
Сегодня в Ликино-Дулево работает опытный цех по производству из мискантуса целлюлозы. Ее, кстати, с одного гектара, засеянного мискантусом, за год можно получить столько, сколько гектар леса даст за 10-15 лет. Пока в качестве конечного продукта рассматривается лишь экологически безопасная упаковка для готовой еды из супермаркетов. Но зря, что ли, в Подмосковье столько наукоградов? По одной из их разработок в опытном цехе берутся попробовать изготовить медицинские повязки, которые можно будет не снимать при инъекциях, - один из ее слоев сыграет роль дезинфицирующего средства.
Как известно, из сыра можно приготовить 100 блюд. Фермеры из Можайска придумали 101-е. На экоферме "Александровский Спас" научились делать сырную пудру. И это не просто смолотый в пыль сыр, который растворяется в воде и плавится при высоких температурах. Для производства пудры сырную муку сушат 10 часов при определенной температуре и влажности, после чего пудра становится нерастворимой, а при нагревании превращается в тончайшую сырную корочку. Кому нужна такая пудра, спросите вы? А ее меж тем с руками отрывают кондитеры и адепты диетического питания. Сыр калорийное блюдо. А в пудре калорий почти нет, зато сырного вкуса - с лихвой.
Для щелковского предпринимателя Акрама Талибова производственным сырьем стали... тропические мухи. Точнее, их личинки. В небольшом подмосковном поселке Фряново он открыл предприятие, где воссоздан климат тропиков. В круглогодичной 30-градусной жаре и 70-процентной влажности живут личинки мухи под названием черная львинка. Они питаются пищевыми отходами, причем не просто поедают очистки и огрызки, а превращают их в ценное органическое растение - биогумус гермеция. Причем у Талибова безотходное производство. Те личинки, что не окуклились, а значит, не превратятся в мух и не дадут новое потомство, отправляются в сушку и на обжарку. Жареных охотно раскупают животноводы - это хорошая белковая добавка в корм скоту зимой, а сушеных "распробовали" мыловары - мука из личинок придает мылу повышенную пенистость.
Мухи не болеют и не требуют ветеринарного обслуживания, им не нужны прививки или какой-то специальный уход. Особых затрат на питание тоже нет: пищевые отходы, которые являются единственной едой насекомых, мусорные операторы рады сбыть за копейки, поскольку все равно единственный путь их утилизации - это захоронение. Опытом подмосковного предпринимателя заинтересовалась компания "Российский экологический оператор", уже объявившая о том, в Егорьевске будет построен целый завод по переработке органических отходов. Главными его "работниками" станут мухи.
На днях стало известно, что Подмосковье получило от правительства Мексики разрешение на розлив текилы. Этот напиток во многих странах до сих пор считается экзотическим, поскольку мексиканцы свято блюдут технологии производства, считая, что текила должна быть сделана из тех сортов агавы, что произрастают лишь на территории их страны. И даже полномочиями на розлив делятся не слишком охотно, хотя это удешевляет конечную стоимость напитка, а значит, делает его доступным более широкому кругу потребителей. Но в этом году текилу начнут официально разливать в Коломне - и это будет еще одним достижением в копилке экзотических производств Подмосковья.