Обычно они попадают на работу, в школу или больницу по грунтовке либо по понтонной переправе. Но осенью и зимой эти пути бывают недоступны.
- Доехать до нас можно по понтонному мосту через Дон со стороны села Старая Хворостань или по грунтовкам со стороны сел Сторожевое 1-е и Урыв-Покровка Острогожского района. Но эти дороги через поля непригодны для передвижения в период распутицы. Да и зимой после снегопадов там не прорваться. А понтонный мост убирают во время ледохода. И это совсем не обязательно март или апрель. Например, в 2023 году был теплый декабрь. Пошел лед - понтон сорвало. И мы больше месяца не могли выбраться из дома, - рассказала местная жительница Ирина Дробышева.
До ближайшего асфальта - четыре километра. Через грязь или снежные заносы не продерутся даже полноприводная "Нива" или УАЗ, а единственный местный трактор сломался, выяснили "фронтовики". В результате люди снаряжают гонца, который пересекает Дон на лодке, лавируя между льдинами, садится на другом берегу в импровизированное такси и едет до Старой Хворостани за покупками.
- Так может продолжаться два-три месяца в году. Дети, естественно, не ходят в школу. Взрослых увольняют с работы за прогулы. Некоторые семьи перешли на натуральное хозяйство, потому что иначе в Титчихе и Селявном не выжить, - пояснил руководитель регионального исполкома ОНФ Александр Гончаров. - Люди понимают, что средств на дорогостоящий стационарный мост нет. Сначала надо ремонтировать действующие аварийные путепроводы. Реальный вариант - обустройство грунтовок, в идеале - обеих. Так, отсыпка щебнем девяти километров до Титчихи будет стоить немногим больше 10 миллионов рублей.
Обращения с просьбой выделить эти деньги направлены в дорожное министерство Воронежской области, администрации Лискинского и Острогожского районов. Прокуратура вынесла чиновникам предписания об устранении нарушений.
В правительстве региона отметили, что развод моста через Дон - мера вынужденная: "В результате неустойчивой температуры окружающей среды... происходят постоянные подвижки льда. Повышение уровня воды послужило причиной подвижки льдин большой площади, которые привели к сдвигу наплавного моста. Движение автотранспорта по нему было восстановлено 30 декабря 2023 года. А 3 января мост был снова разведен. На данный момент возвращение наплавного моста на место его постоянной дислокации невозможно из-за наличия льда выше и ниже по течению". Иными словами, переправу восстановят, когда все растает.