С восьми утра и до восьми вечера Ольга Ольховская - директор школы. Потом начинается вторая или, скорее, третья смена - самая сложная. Ведь дома ждут 24 ребенка. С каждым надо успеть обсудить день минувший и планы на будущий, проверить уроки, посекретничать, дать совет. Утром - приготовить завтрак, заплести девчонкам косички, убедиться, что все готовы к школе, заглянуть в дневники.
- Ребята помогают, так что все успеваем. Девочки занимаются готовкой и уборкой, мальчишки коров доят. У нас четыре дойные коровы, из молока делаем сметану и творог, - рассказывает Ольга Ольховская. - Сейчас много времени уходит на видеоролики для конкурса семей. Не думали, что это отнимет столько сил. Но все равно здорово - выполняем задания вместе.
Мама Оля признается: они с мужем даже представить себе не могла, что обзаведется таким многочисленным семейством. Все, кроме своих троих родных детей, появились, по ее словам, случайно.
Первого - Димку - взяли в 2009 году. Тогда Ольховская, чтобы показать пример другим односельчанам, включилась в социальную акцию - на лето взяла детдомовца погостить. Так он и остался в семье.
- У нас уже росли дочки, захотелось попробовать мальчика воспитать, - вспоминает Ольга. - Димка первое время чудил, даже на люстре раскачивался, как обезьянка. У него был диагноз "задержка развития", но мы с этим справились. Школу он окончил на "четыре" и "пять", армию отслужил. Сейчас взрослый, живет отдельно, но в гости приезжает обязательно. Следующего ребенка взяли в семью через год после Димы. Не планировали совершенно. Вместе со знакомыми отправилась в детдом и увидела там мальчишку. Он светленький, тощенький, глазищи голубые, а во рту ни одного целого зуба. Я сразу сказала: "Это мой". Вскоре забрала Вадика. Такой красавец из него вырос! А знакомые взяли в семью девочку, но через год вернули - не рассчитали свои силы. Главная ошибка многих приемных родителей в том, что они ждут благодарности от детей. Но ее не будет. Ребенок не должен боготворить тебя за то, что его вытащили из детдома. Это ваш душевный порыв и ваше желание ему помочь. И не надо от него ничего требовать. Просто любите, давайте возможность развиваться и учите жить по-честному. Детей из детдома надо социализировать: многие приходили, не умея даже ухаживать за собой.
Сегодня самому младшему ребенку - четыре года, старшей - 27 лет. Последней в семью Ольховских в конце ноября влилась 10-летняя Саша, от которой отказались приемные родители. И Ольховские не уверены, что это окончательный состав семьи. Вдруг опять случайность?
- Я чувствовала, что Саша рано или поздно станет моей дочкой, - улыбается мама Оля. - Она дружила с нашими девочками, часто приходила к нам в гости. Поэтому взяли без вопросов - зачем ей в детдом! Сейчас идет период адаптации - ребенку надо пережить предательство взрослых и простить. Хотя, признаться, я считаю, что честнее вернуть в детдом, если не тянешь, нежели мучить себя и дитя.
Многодетная семья занимает три квартиры и разместилась вполне комфортно. Правда, мечтает о собственном доме, просторном зале с огромным столом, за который могли бы усесться все чада одновременно. Сейчас обедают группами: сначала младшие, потом старшие. В будни готовят ребята, кто что может, в выходные и праздники на пост у плиты заступает мама. Пока настряпает на всю ораву, день и пролетит. И снова уроки, "домашки", заботы…
- Меня всегда спрашивают, как я не устаю? Весь день в школе шум и гам, а потом дома. Но, во-первых, у нас дома не шумят. Каждый занят своим делом, им не до глупостей, - уверяет Ольга. - Конечно, если ребятня затеет игры, в прятки, например, то только держись! Но что за детство без игр? У нас в семье табу на ссоры. Первое время, бывало, прибегут ко мне, чтобы рассудила, кто прав, кто виноват. Но я считаю так: не сумели договориться без конфликта, значит, оба и виноваты. Учу разрешать любые ситуации спокойно, через общение - такое в жизни пригодится. В нашей семье много лидеров, и надо вместе мирно жить. Если и возникают с детьми ссоры, то только от того, что я переживаю за них. Старшие просятся погулять допоздна, а я против - вдруг что произойдет? Могут за это обидеться на меня. Случается, устаю. Прилягу на диван, попрошу - дайте немного отдохнуть. Минут пять покоя и тишины. Потом кто-то рядом присядет, голову погладит - и усталости как не бывало. Знаете, некоторые местные жители меня не понимают, у виска пальцем крутят, потому что столько детей приемных взяла в семью, а я не обижаюсь. Ведь они просто не знают, что так можно жить и радоваться.
В семье Ольховских запрещено нарушать режим сна и отдыха - на это тоже табу. Младшие в девять вечера сдают телефоны и отправляются спать, средние - в десять, затем - старшие. Для них есть небольшое послабление в выходные: разрешено посидеть в интернете подольше.
Маме здесь никто не перечит. Папе, впрочем, тоже, хотя видят его редко - Ольховский-старший работает дальнобойщиком.
Еще одно табу - не спрашивать детей о прошлом. Чтобы они забыли все страшное, что привело их в детдом. Как пили и дрались родители, как хватались за ножи в пьяном угаре, пытались свести счеты с жизнью в белой горячке. Все это должно остаться в прошлом, не мешая и не пугая в настоящем.
- Я стараюсь дать им то, что они хотят. И если кто-то считает, что я их балую, - пусть, - признается многодетная мама. - Ведь у ребят раньше ничего не было - только мечты. А сейчас захотел смартфон или велосипед - пожалуйста. Коля грезил о мотоцикле - взяли ему байк. Крупные приобретения обязательно обсуждаем на семейном совете, где каждый может высказать свое мнение.
Семейный совет - дело серьезное. Так, недавно одобрили покупку енота для старшей Карины. Зверя брали в складчину, хотя енотиха считается личной собственностью девочки. На выигранные в поселковом конкурсе призовые совет постановил купить лошадь - о ней просили мальчишки. Кобылу взяли в расформированном конном клубе. Она оказалась с сюрпризом. Теперь у Ольховских еще и жеребенок. А кроме того, собаки, кошки, мышки - детям надо учиться ухаживать за домашней живностью.
- Что самое сложное в многодетной семье? Наверное, не выбрать себе любимчиков, - рассуждает мама Оля. - Надо суметь дать любовь всем, уделить внимание каждому, не обделить никого.