24.01.2024 20:17
Поделиться

Как в регионах готовятся отметить 50-летие БАМа

В этом году в России отметят полувековой юбилей БАМа. 8 июля 1974 года было принято постановление правительства, давшее старт прокладке Байкало-Амурской магистрали. В регионах активно готовятся к этой дате.
Бамовцы признаются, что грандиозная стройка оказала большое влияние на их судьбы.
Бамовцы признаются, что грандиозная стройка оказала большое влияние на их судьбы. / Из личного архива Виктора Чернявского

Так, на Дальнем Востоке планируется открыть новые маршруты в рамках проекта "БАМ туристический". Ранее эксперты проехали в сторону города Тынды (столицы БАМа) с западного, северного и восточного направлений железной дороги и по пути ознакомились с местными достопримечательностями - природными красотами Северного Байкала, Чарскими песками, заповедником, хребтом Мяо-Чан, а также с несколькими объектами промышленного туризма, в том числе с прииском и космодромом Восточный.

Однако не только на Дальнем Востоке готовятся к юбилею БАМа. На другом конце России - в Краснодарском крае - в соцсетях организовали масштабный поиск строителей магистрали. Уже удалось разыскать свыше 800 бамовцев. Инициатором поиска стал председатель комитета по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи Заксобрания Краснодарского края Виктор Чернявский.

Кубанские бамовцы побывают в тех местах, где когда-то строили дорогу. А в Краснодаре планируют выставку и издание книги

"В 1981 году я приехал на БАМ в составе студенческого строительного отряда Кубанского университета, - рассказывает он. - Мы там проработали всего два летних месяца, но они стали решающими в моей судьбе". Год назад воспоминания о том лете всколыхнул телефонный звонок из сибирских далей. Заместитель председателя Иркутской областной организации ветеранов Виктор Родя просил помочь найти материалы о "КраснодарБАМстрое".

"Первый пост появился на моей страничке в январе прошлого года, - поясняет Чернявский. - Я попросил участников стройки отозваться, прислать воспоминания и фотографии. Почин дали снимки из моего архива, на которых запечатлены бамовские будни стройотряда "СКИФ" исторического факультета КубГУ, в котором я возглавлял плотницкое звено. Когда смотрю на Женю Бондаря, запечатленного с баяном на рельсах, тут же переношусь на 81-й километр магистрали. Мы тогда оставили свои автографы на верстовом столбе".

Разыскал Виктор Чернявский и шестерых кубанцев, поехавших на стройку в апреле 1974 года в составе ударного отряда имени XVII съезда ВЛКСМ. Командир кубанского отряда Геннадий Сатуленков живет на хуторе Малый Разнокол под Анапой. Кавалер ордена Мужества, после БАМа он был в Чернобыле, стал инвалидом-колясочником. Теперь Геннадий встречается с детьми и молодежью, делится воспоминаниями.

К поисковой работе подключились студенты-архивисты КубГУ и муниципалитеты края. Сотрудники кубанских СМИ собирали воспоминания своих земляков и отправляли их Чернявскому.

"Готовимся к юбилею, который будем отмечать в июле, - заключил депутат. - Кубанские бамовцы обязательно побывают в тех местах, где когда-то строили дорогу. Ну а в Краснодаре планируем организовать выставку и издать книгу. В любом случае начатую работу надо продолжить. Хотя бы потому, что она заставила дедов достать старые фотографии, посадить на колени внуков и рассказать им, как они начинали строить БАМ".

Тем временем

На востоке страны сейчас прокладывают второй путь Байкало-Амурской магистрали - строят новые разъезды, станции, тоннели и мосты. Это делается для увеличения грузооборота и сокращения сроков перевозок. Вместе с Транссибом БАМ входит в состав Восточного полигона, пропускная способность которого в 2024 году должна достигнуть 180 миллионов тонн. Его развитие продолжится. Правительство РФ приняло решение о реализации третьего этапа строительства объектов железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона.