В Свердловской области сократилось число смертей на производстве

Хорошая новость: в прошлом году в Свердловской области сократилось число смертей от несчастных случаев на производстве. Но есть и плохая: выросло количество трагических исходов на рабочем месте, вызванных сердечно-сосудистыми нарушениями. По словам председателя Федерации профсоюзов Свердловской области (ФП СО) Андрея Ветлужских, это происходит из-за некачественных медосмотров и растущих перегрузок. Так ли это? Причины критической "аритмии" на работе выяснял корреспондент "РГ".

Хотя большинство свердловчан отдыхало в новогодние праздники, статистика первой декады 2024 года уже неутешительная:

- На 9 января 2024 года поступило 10 извещений о смерти на производстве в Свердловской области. Конечно, нужно выяснять причину каждого инцидента, но есть мнение, что на эту статистику до сих пор оказывают влияние постковидные явления, - говорит главный технический инспектор труда ФП СО Рэстам Бикметов.

По его словам, негативная тенденция не только на Среднем Урале - во всех регионах страны. Причины, конечно, не только в перенесенном ковиде. Растет тревожность, количество депрессий: обстановка в стране и мире, цены, ипотека - не каждый человек выдержит такое перенапряжение. К тому же существенно увеличилась интенсивность труда, многие работают без выходных.

- Не секрет, что особенно высока нагрузка в медицине, где многие работают на 2-3 ставки, потому что специалистов просто не хватает. Непросто учителям, преподавателям - они постоянно берут проверку домашних заданий на дом, не получают полноценного отдыха, - продолжает Бикметов.

В последние десятилетия буквально "умирать на работе" считалось не просто нормой, а даже признаком успешности, профессиональной востребованности

Другие сферы риска - промышленность, строительство, отмечает Светлана Долженко, завкафедрой экономики труда и управления персоналом УрГЭУ. Логично: наибольший перегруз фиксируется там, где острее кадровый голод. И это, к слову, проблема отнюдь не местного, а мирового масштаба: Международная организация труда напрямую связывает рост заболеваемости и смертей с увеличением продолжительности рабочего дня и сокращением выходных, говорит эксперт. Выходит, классики были правы: повышение эксплуатации трудящихся - неизбежный спутник капитализма?

- Согласно мировой статистике, каждые 10 процентов прироста производства увеличивают число инфарктов и инсультов на 15 процентов. Решить хотя бы частично проблему дефицита кадров может повышение производительности труда. Здесь два варианта: либо развитие автоматизации, цифровизации, наукоемкости производств, либо увеличение нагрузки на работников, - объясняет Долженко.

Как при этом сберечь самый ценный ресурс - людей? По словам эксперта, предприятия должны возрождать научную организацию труда, пересматривать нормы численности и затраты рабочего времени "не наугад", а на основе проведенных исследований. Еще лет пять назад таких запросов от бизнеса не было вообще, сейчас число ответственных работодателей растет. Причем они заказывают ученым УрГЭУ не только исследования, но и подготовку специалистов по экономике и нормированию труда - их повсеместно не хватает.

Уральские ученые давно изучают влияние экономических кризисов, а теперь и санкций на экономику и работников. Но считают, что это не единственные факторы риска. При всех глобальных сложностях важно обращать внимание на условия труда, уверена руководитель Центра исследований социоэкономической динамики Института экономики УрО РАН Ольга Козлова.

- Условия труда у нас, к сожалению, всегда были тяжелыми и остаются такими до сих пор. Основные фонды обновляются слишком медленно: 49 процентов их в регионе - старые. От этого неизбежно растет неудовлетворенность людей своей работой, а значит, и жизнью в целом, - отмечает экономист.

По ее словам, широко распространено убеждение, что россияне мало работают. Но это не так.

- Просто работодатели нацелены на выжимание пота - неудивительно, что растет заболеваемость, в том числе сердечно-сосудистые патологии. Многие работники жалуются, что начальник может позвонить и в час ночи, и в пять утра. Это выматывает, происходит эмоциональное выгорание. А дистанционная работа вообще никак не нормируется, - продолжает Козлова.

В последние десятилетия буквально "умирать на работе" считалось не просто нормой, а даже признаком успешности, высокой профессиональной востребованности. Вот только человеческий капитал это вряд ли увеличит: физиологию не изменить.

Одна знакомая сформулировала это так: "В юности я занималась спортом и хорошо запомнила слова тренера: организму необходим отдых. Стадия напряжения - мышц, психики, да и умственной деятельности - обязательно должна сменяться стадией расслабления. А если этого не происходит, организм просто ломается".

Трагедия, произошедшая в августе 2022 года в Екатеринбурге. 23-летний Никита работал курьером без выходных, по 16 часов в день - нужны были деньги на аренду квартиры и содержание семьи. А однажды утром ударил ножом любимую, а потом и сам шагнул с балкона. Шестимесячный малыш остался сиротой. Почему сорвался нормальный с виду парень? По данным городских СМИ, начальник Никиты отзывался о нем хорошо: исполнительный, всегда трезвый, но сильно уставший. Похоже, ответственности за подчиненного руководитель не чувствовал.

Между тем эксперты давно обращают на это внимание. Перегрузки на работе в какой-то мере вызваны подменой трудовых отношений гражданско-правовыми, отмечает руководитель департамента развития профсоюзного движения Федерации профсоюзов Свердловской области Василий Деркач.

- Острая проблема - так называемая платформенная занятость. К нам периодически обращаются с жалобами на снижение доходов сотрудники известного сервиса такси. Чтобы решить проблему кардинально, им нужно создать свою профсоюзную ячейку, но даже группа в соцсетях то и дело растворяется - большая текучесть кадров в этой сфере. Такая же ситуация и в транспортных компаниях, - поясняет он.

Правда, недавно сотрудники челябинского отделения федерального маркетплейса создали-таки свой профсоюз. Их свердловские коллеги тоже пытались объединиться, но многие боятся навлечь на себя гнев работодателя. К тому же у этой структуры множество пунктов выдачи открылось по франшизе, то есть головная компания перед их работниками вообще никакой ответственности не несет, хотя условия диктует. Василий Деркач считает, что ситуацию не изменить, пока не внесены поправки в Трудовой кодекс по платформенной занятости.

До 80 процентов сегодняшних работников во всем мире могли бы заменить роботы. Но на их внедрение нужны огромные инвестиции

Вообще-то решений проблемы переработки, выгорания, физического и морального истощения работников предлагается немало, например, одно время даже обсуждался переход на 4-дневную рабочую неделю. Но на практике это невероятно сложно. Главный вопрос - прописать все законодательно, чтобы не страдали работники. Ведь есть предприятия, где премия составляет львиную долю зарплаты - до 80 процентов. Или взять сверхурочные - по Трудовому кодексу они не могут составлять более 120 часов в год, поэтому выплаты считаются необязательными. Но во многих компаниях переработки - обычное дело.

- При этом трудовая инспекция не имеет права проводить проверки без серьезных оснований. Да и штрафы небольшие. Нет увязки санкций с количеством сверхурочных. Не отрегулированы вопросы дисквалификации работодателей за несоблюдение трудового законодательства, - перечисляет Деркач.

В условиях либеральной экономики вообще непросто обеспечить трудовые гарантии, резюмирует он.

Вряд ли решит проблему чрезмерной интенсивности труда и автоматизация. По подсчетам экспертов, до 80 процентов сегодняшних работников во всем мире могли бы заменить роботы. Но на их внедрение нужны огромные инвестиции - пока это нереально, по крайней мере, в нашей стране.

Тем не менее что могут уже сейчас сделать работодатели и государство, чтобы если не решить, то хотя бы снизить остроту проблемы?

- Чтобы разгрузить людей, нужно где-то взять дополнительные рабочие руки. Для этого нужна политическая воля. Необходимо также повысить зарплату бюджетникам, чтобы они работали на одну ставку, а не на несколько. Кроме того, нужно восстановить нормирование труда, которое сейчас практически уничтожено, - считает Рэстам Бикметов.

Комментарий

Вадим Рузаков, помощник директора Екатеринбургского медицинского научного центра профилактики и охраны здоровья рабочих промышленных предприятий:

- Ключевую роль во влиянии на здоровье человека играют социально-экономические факторы (уровень доходов, доступность медицинской помощи) и образ жизни (вредные привычки, особенности питания, физическая активность и т. д.). Хотя показатели тяжести и напряженности труда тоже имеют значение. Из наиболее неблагоприятных факторов, получивших широкое распространение в связи с либерализацией рынка труда, изменением законодательства, развитием самозанятости, аутстаффинга, можно отметить сменную работу в ночное время (или с поздним окончанием рабочего дня), смены более 10 часов, отсутствие отдыха между ними. Человек крайне зависим от ритмов, связанных с солнечной активностью, их слом, как и увеличение продолжительности рабочего времени, ведут к нарастанию риска развития гипертонической болезни, нарушений со стороны центральной нервной, эндокринной систем, снижению иммунитета, росту онкологических заболеваний, психических расстройств. Когда организм банально не успевает восстановиться, ресурсы нервной системы истощаются, что приводит к дополнительному стрессу, потенциальным ошибкам в работе, конфликтам, росту травматизма и так далее. 40-часовая рабочая неделя и 8-часовой рабочий день установлены не случайно - они обоснованны, в том числе с позиций гигиенической науки.

Работодатели должны понимать, что в условиях кадрового дефицита только управлением стоимостью оплаты труда проблему в долгосрочной перспективе решить нельзя. Необходимо выстроить корпоративную медицину, в том числе с учетом специфики производственных и бизнес-процессов. Нужна активная работа с персоналом, ранняя профилактика, использование возможностей, предоставляемых государством. И, как бы банально ни звучало, необходимо соблюдать трудовое и санитарное законодательства, активно взаимодействовать с профсоюзными организациями.

Цифра

156 случаев смерти на рабочем месте зафиксировано в 2023 году в Свердловской области. Из них 114 человек умерли от сердечно-сосудистых заболеваний