УрФО не просто небедный, а очень богатый макрорегион, ведь здесь собирают 40 процентов налогов в бюджет РФ. Достаточно сказать, что на территории федерального округа добывается более 90 процентов российского газа и почти 70 - нефти, помимо этого здесь производится около 40 процентов стали и проката черных металлов и примерно такая же доля меди и алюминия, десятая часть машиностроительной продукции.
У пяти из шести регионов УрФО уровень бюджетной обеспеченности (соотношение расходов и доходов казны в сравнении со средним показателем по стране) выше единицы, у некоторых значительно, например, у ЯНАО - почти втрое. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности получает лишь Курганская область: в 2024 году их сумма составит почти 19,8 миллиарда рублей.
Некоторое время на грани между так называемыми донорами и реципиентами балансировала Челябинская область, но после изменения в 2022 году методологии определения получателей дотаций и она вернулась в ряды доноров (правда, переходный период предусматривает снижение трансфертов постепенно, и даже в наступившем году Южный Урал еще получит на обеспечение сбалансированности бюджета 1,74 миллиарда рублей).
- Но Челябинская область благодаря использованию федеральных финансовых потоков и активному наращиванию экономического потенциала стала так быстро увеличивать собственные налоговые и неналоговые доходы, что сегодня уже превысила единицу бюджетной обеспеченности, - отмечает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.
Регионы-соседи тоже позиций не сдают.
- Необходимо отметить сохранение положительных тенденций предыдущих лет по всем бюджетным показателям. Это говорит о том, что Свердловская область успешно реализует комплекс мероприятий, которые позволяют увеличивать доходную базу областного бюджета, - отметила, в частности, профессор УрГЭУ Наталья Истомина, комментируя принятие бюджета Свердловской области на 2024 год.
Важный момент: результаты 2023 года в экономике для уральских субъектов оказались значительно лучше прогнозов. Хотя официальные данные за год еще не обнародованы, но даже итоги 11 месяцев говорят сами за себя. Так, по информации ФНС, на 1 декабря 2023-го в бюджетную систему страны из Тюменской области поступило 420,7 миллиарда рублей при годовых начислениях 431,3 миллиарда, из Челябинской - 450,8 (начислено 449,2), из Свердловской - 679,1 (691,4), из Югры - 3,55 триллиона рублей (3,6), из ЯНАО - 2,26 триллиона (2,28). И даже Курганская область, хотя ее цифры и выглядят на фоне северных соседей бледно, тем не менее перевыполнила план уже за 11 месяцев, собрав 54,5 миллиарда рублей при годовых начислениях 54,2. К слову, этот регион, не имеющий богатых природных ресурсов и еще недавно глубоко депрессивный, последние пять лет наращивает собственные доходы, а по итогам 2023-го оказался передовиком по росту НДФЛ - +23,8 процента.
То есть планы 2023 года, вне сомнений, в УрФО выполнены или даже перевыполнены. Например, по Свердловской области такая информация на сайте ФНС есть: за год в бюджеты всех уровней перечислено 753,3 миллиарда рублей, что на 27,5 процента больше, чем в 2022 году. По словам Владимира Климанова, такая ситуация сложилась практически для всех субъектов РФ, где развиты обрабатывающие производства, - в УрФО это Свердловская, Челябинская и Курганская области. Во многом тому способствовал "бюджетный импульс", связанный с поддержкой ОПК. Однако и нефтегазовые регионы, несмотря на некоторые трудности, в минус в итоге не ушли - минувший год и для них оказался более благоприятным, чем прогнозировалось.
Бюджеты уральских субъектов на 2024 год в среднем процентов на 20 больше, чем были годом ранее (имеются в виду цифры, принятые изначально, до корректировки главных финансовых документов в течение года), и обеспечивают выполнение всех важнейших обязательств. Так, министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын, представляя парламентариям проект бюджета, отметил, что в нем наряду с социальной составляющей обеспечено сохранение расходов экономического характера.
- Это так называемый "бюджет развития", за счет которого продолжим инфраструктурные проекты в здравоохранении, образовании, сферах спорта и культуры - строительство новых объектов, ремонт существующих. В итоге это так же, как и социальная сфера, важно для повышения уровня жизни южноуральцев, - подчеркнул Пшеницын.
В ходе работы согласительных комиссий итоговые цифры несколько поменялись, но подходы во всех регионах примерно одинаковые: максимальное финансирование социальных статей и поддержка экономики по возможности. Хотя возможности, конечно, у всех разные.
- Бюджет, как всегда, профессионально сбалансирован: в полном объеме решаются социальные задачи, с другой стороны, заложена и развивающая часть, инвестиционная составляющая, а также льготы для предприятий, которые, несмотря на сложный момент, все равно сохраняются, - считает Марина Вшивцева, эксперт Общественной палаты Свердловской области.
Казалось бы, картина повсеместно почти радужная, откуда же взялся дефицит, причем у некоторых - просто огромный?
- Бюджеты прошлого года верстались с дефицитом, а исполнены со значительным профицитом. А дальше встал вопрос: как с ним поступить? Вариантов два: либо экстренно до конца года нарастить объем расходов и хотя бы отчасти "съесть" дополнительно поступившие доходы, либо принять бюджет-2024 с громадным дефицитом, что и было сделано в ряде регионов, - разъясняет Владимир Климанов. - Чисто бухгалтерски, остаток на счете с 1 января становится источником финансирования дефицита и может расходоваться на текущие потребности. Таким образом, даже предполагая, что доходы будут меньше планируемых расходов, региону не нужно брать на себя дополнительные долговые обязательства.
По словам эксперта, если в законе о бюджете в качестве источника финансирования дефицита указаны ценные бумаги или коммерческие кредиты, то совсем не обязательно, что это будет именно так, если есть остатки на счетах. К слову, ранее подобные ситуации уже возникали в разных субъектах РФ, в частности в Москве, и разрешались аналогичным образом. Между тем столица более 15 лет до 2021 года вообще не производила никаких заимствований. Именно тогда и случались дефицитные годы.
- Это такой казус бухучета, потому что бюджет разрабатывается и принимается в октябре-ноябре, когда еще нет полного представления о том, как он будет исполнен на 31 декабря, - поясняет Климанов. - То есть, как ни странно это звучит, самый большой в УрФО дефицит в Челябинской области косвенно свидетельствует о том, что для них предыдущий год оказался наиболее благоприятным с точки зрения роста финансовых результатов по отношению к плану.
Что же касается слишком внушительного минуса (согласно Бюджетному кодексу, дефицит не может превышать 15 процентов собственных доходов субъекта), то, как разъяснили эксперты, при подсчете этого соотношения учитываются налоговые и неналоговые доходы за минусом инфраструктурных бюджетных кредитов и остатков на счетах. А при таком раскладе регионы УрФО вполне укладываются в норматив.
- Уникальная ситуация: достаточно много субъектов РФ завершили 2023 год с профицитом. Хорошо это или плохо? На самом деле считается правильным, чтобы доходы и расходы были сбалансированы. Длительный хронический дефицит бюджета - это безусловное зло, профицит же обычно рассматривается как позитивное явление. Однако, если он складывается из года в год, это также говорит скорее о негативных чертах финансовой системы или недостатках бюджетного планирования, потому что при этом наверняка не все потенциальные расходные обязательства профинансированы. Профицит может сложиться разово, это нормально, но важно, чтобы он не переходил из года в год как негативное проявление бюджетного планирования, - заключает Владимир Климанов.